Введение. Функциональные асимметрии человека. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А..

Принцип симметрии в изучении функциональной асимметрии мозга человека. Положительный ответ на вопрос о том, адекватны ли современные представления о симметрии—асимметрии правого—левого в природе в исследованиях интересующего нас феномена, может определяться, во-первых, тем, что по внешнему строению, форме человек представляет собой зеркально симметричный, право-левый объект природы, и, во-вторых, всей историей развития упомянутых представлений.

В их становлении особую роль сыграли исследования в кристаллографии [Федоров Е. С, 1949; Шубников А. А., 1927, 1940, 1945, 1961; Шафрановский И. И., 1968, 1978 и др.], физике — классической, релятивистской, квантовой [Блохинцев Д. И., 1970; Компанеец А. С, 1975; Визгин В. П., 1976; Акчурин И. А., 1978; и др.], химии [Клабуновский Е. И., 1960; Жданов Ю. А., 1968, 1977; Хильчевская Р. И., 1980, и др.], математике [Weil H., 1968], биологии [Сулима Ю. Г., 1970; Урманцев А. Ю., 1974, 1978; Логинов А. А., 1979; Дубров А. П., 1974, 1980, 1986, и др.]. Принципиальное значение имели работы Л. Пастера, П. Кюри, В. И. Вернадского.

Еще в 1920 г. В. И. Вернадский писал: «Принцип симметрии в XX веке охватил и охватывает все новые области. Из области материи он проник в область энергии, из области кристаллографии, физики твердого вещества он вошел в область химии, в область молекулярных процессов и в физику атома. Нет сомнения, что его проявления мы найдем в еще более далеком от окружающих нас комплексов мире электрона и ему подчинены будут явления квантов. Несомненно и разнообразно им охвачены явления жизни и мирового Космоса» (1975, с. 23). Мысль В. И. Вернадского оказалась поистине прозорливой: «..симметрия пронизывает буквально все вокруг, захватывая, казалось бы, совершенно неожиданные области и объекты» [Шафрановский И. И., 1982].

Понятие симметрии стало рассматриваться как применимое не только к вещам, но и к их свойствам и отношениям, к теоретическим объектам [Готт В. С, 1963, 1965; Овчинников Н. Ф., 1966, 1978, и др.]. Как пишет А. С. Абасов (1986), «…важность понятия асимметрии осозналась лишь в нашем веке в связи с его значением в физике вообще и в биологии особенно». Данные разных наук свидетельствуют о том, что идеи симметрии и ее нарушения приобретают черты принципа, т. е. основополагающей теоретической идеи, необходимой для объяснения самых разнообразных явлений [Жог В. И., 1984]. Этот принцип приобретает все более важное значение в научном познании [Готт В. С, Перетурин А. Ф., 1967; Готт В. С, Урсул А. Д., 1975; Готт В. С, Хоменко Т. А., 1977; Акопян И. Д., 1980].

Он привлекается к изучению происхождения жизни [Опарин А. И., 1957]. Но мере усложнения процессов природы, особенно в ходе их преобразования, в органической природе во все большей степени начинает проявляться асимметрия [Депенчук Н. Д., 1963]. Нарушения симметрии в живой природе наблюдаются, начиная с молекулярных основ жизни. Живые существа построены на основе лишь одного из двух возможных изомеров [Морозов Л. Л., 1977; Maroti J., 1980]. Ставится вопрос о физических причинах диссимметрии живых систем [Морозов Л. Л., 1984; Кизель В. А., 1985; Гольданский В. И., 1984, 1986], Переход от симметрии к асимметрии признается как «весьма общий закон, присущий широкому спектру явлений», представления о нем существенны и «для решения проблем генетической обусловленности психических явлений» [Жог В. И., 1984], что подтверждается исследованиями Ф. А. Ата-Мурадовой (1980), Б. Ф. Ломова (1979), Д. И. Дубровского (1982),

Принцип симметрии—асимметрии привлекается к изучению проблем морфологии, формообразования, психологии, социологии, которых неизбежно должны коснуться и авторы книги, как и любые другие исследователи функциональной асимметрии мозга. В анализе морфологии живого этот принцип рассматривается как «путь незнания структурированного объекта без введения целеполагающего аспекта: ни одному организму, вплоть до самых интеллектуально продвинутых, ещё ни разу не удавалось достигать целевого, заранее спланированного изменения морфологии собственного тела» [Преображенский Б. В., 1983].

Принцип симметрии имеет, на наш взгляд, важное значение в исследованиях явлений природы, происхождения асимметрии мозга, в рассмотрении которых в литературе почти господствует именно целеполагающий аспект.

Определения симметрии (соразмерность, гармония, однородность) и асимметрии (беспорядок, несоразмерность, неоднородность, непропорциональность), основанные на перечислении свойств объектов, дополняются другими определениями, в которых выделяются не только самые существенные свойства, но и связь между ними (например, между однородностью и соразмерностью). «Симметрия — это категория, обозначающая процесс существования и становления тождественных моментов в определенных условиях и в определенных отношениях между различными и противоположными состояниями явлений мира, асимметрией называется категория, которая обозначает существование и становление в определенных условиях и отношениях различий и противоположностей внутри единства, тождества, цельности явлений мира» [Готт В. С, 1972, с. 370, и 375]. Понятия «симметрия», «асимметрия» рассматриваются как общенаучные, но не как философские. Для признания их философскими категориями пока нет главного условия — участия этих понятий в решении основного вопроса философии о взаимоотношении материи и сознании [Жог В. И., 1984]. В связи с последним замечанием отметим, что в книге предпринята попытка использовать эти понятия для описания не только материи (мозга), но и психики (сознания) человека. Подобные попытки есть в литературе, хотя они и не оценивались именно в этом плане.

Есть данные об усилении асимметрии по мере усложнения функций мозга. В частности, функций по обеспечению двигательного поведения. Симметрия проявляется в движениях животных [Суханов В. В., 1966; Гамбарян П. П., 1972], древних формах моторики человека, тогда как произвольные его движения организуются более асимметрично [Бернштейн Н. А., 1966].

Симметрия — асимметрия психики человека, запечатлена в искусстве палеолита, где отражены самовыражение, творчество, познание древнего человека [Окладников А. П., Фролов Б. А., 1973]; он «…нашел порядок в бурном потоке впечатлений. Отобрал в нем то, что для него было существенно важно, и выразил это существенное в абстрактной форме, симметрично расположенных геометрических линий» [Окладников А. П., 1967]. В искусстве палеолита выражены и попытки человека ориентироваться в пространстве и времени [Фролов Б. А., 1971], отражено становление систем двоичных противоположностей, противопоставление правого и левого, бинарных оппозиций (в устном творчестве), чета — нечета (в математических построениях, знаковых системах) [Иванов В. В., 1978]. Представления о ритме оставлены в древней музыке; в резных и цветных геометрических узорах на костях мамонта [Замятнин С. П., 1961; Фролов Б. А., 1974: Бибиков С. Н., 1975], на памятниках палеолита, древнего искусства шумеров, Византии, Египта, в древне-американском искусстве [Алпатов М. В., 1940; Шубников А. В., 1940; Кинжалов Р. В., 1956], а также на памятниках первобытных процессов работы [Гущин А. С, 1937], на орудиях труда [Алексеев В. П., 1969], в архитектуре [Фаворский В., 1965; Timerding G. Е., 1924: Hambidge J., 1936] и в дизайне [Повилейко Р. П., 1970].

Общие закономерности психологии, определяющие симметрию — асимметрию в искусстве и архитектуре, D. Pedoe (1979) считает малоизученными. Возможные биологические предпосылки к ним обсуждаются С. Э. Шнолем, А. А. Замятниным (1974). С качественно новым уровнем осознания мира человеком, развития эстетического сознания связывается усложнение бинарных систем [Поршнев Б. Ф., 1974]; дипластия — присущий только человеческому сознанию психологический феномен «отождествления двух элементов, которые одновременно исключают друг друга», функционирующий «в качестве продуктивного психологического механизма ориентации человека в окружающем мире» [Ястребова Н. А., 1983].

Восприятие красоты средствами гармоничного соотношения частей целого у древних мыслителей выразилось в открытии «абстрактных базисных структур» [Гейзенберг В., 1979;Kleine M., 1984], в «композиционных правильностях» художественных произведений [Мейлах Б. С, 1974; Пухначев Ю. В., 1981; Мейлах Б. С, Высочина Е. И., 1983; Столович Л. Н., 1985], ритмической организации музыки [Панкевич Г. И., 1983], эстетических принципах точных наук [Киященко Н. И., Лейзеров Н. Л., 1983; Тасалов В. И., 1983]. Здесь привлекаются категории пространства и времени как фундаментальные универсалии культуры человека, трансформирующиеся от мифа к науке [Ахундов М. Д., 1982].

Использование человеком принципа симметрии видно из анализа творчества. В произведениях искусства, литературы [Белорусец А., 1986] запечатлены особенности психики их создателей, обусловлены особенности восприятия этих произведений [Мейлах Б. С, 1985]. Это восприятие, как и отражение всего внешнего мира в сознании человека, асимметрично [Леонтьев А. Н., 1977. 1981]. Человек легче замечает неравенство, чем равенство [Узнадзе Д. Н., 1961, 1966]. Аритмично разумное приспособление человека к среде, асимметрия его мысли составляет контраст с большинством других ритмических, симметричных функций [Рогинский Я. Я., 1965]. В становлении и развитии интеллектуальной сферы J. Piaget (1969) усматривает процессы, близкие к преобразованиям симметрии.

В этой книге принцип симметрии — асимметрии привлекается для объяснения самого сложного (не только природы и происхождения функциональной асимметрии полушарий): организации зависимой от функционирования целого мозга психики человека.

Rambler's Top100