- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Функциональные асимметрии человека. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А.. Предположительная характеристика индивидуальных пространства и времени человека.

К постановке вопроса о пространственно-временной организации психики

Пространство и время описывались нами как бы через реализующиеся в них психические процессы. При этом психические процессы, зависимые от правого и левого полушарий [1] мозга [2], привлекались к характеристике различных пространств и индивидуальных времен: настоящего и прошедшего времен и соотносящихся с ними пространств, настоящего и будущего времен и соотносящихся с ними пространств.

Так, прошедшее время и пространство, бывшее в нем реальным, предполагались наличными в сознании человека только потому, что они заполнены образами уже состоявшихся восприятий. Каждый образ отнесен к единственному отрезку прошедшего пространства — времени; этот отрезок в свою очередь «спаян» только с пришедшимся на него образом. Такая спаянность чувственных образов с определенными отрезками прошедшего времени и пространства определяет возможность хранения самих образов устойчивыми, неизмененными и такого их оживления, при котором обязательно точно воспроизводится то, в каком пространстве и времени внешнего мира происходили отраженные в образах события. Эта спаянность означает, по-видимому, и неотрывность друг от друга, взаимоопределяемость друг другом образов бывших восприятии субъекта и его прошедшего времени — пространства. В сознании нет собственно прошедшего времени — пространства: оно есть только благодаря наличию относящихся к нему образов. Чувственные образы точно соотнесены с индивидуальными пространством и временем посредством пространственно-временных меток. Весь опыт [3] чувственного восприятия [4] или психосенсорных деятельностей представлен в сознании в индивидуальных пространстве и времени.

Психомоторные процессы осуществляются как бы в противоположном (по сравнению с процессами чувственного восприятия) направлении времени: начинаясь в настоящем времени, обращены своим завершением только в будущее время. Только тогда психомоторная деятельность субъекта может быть эффективной, Когда пространство и время внешнего мира, в которых она реализуется, воспринимаются, отображаются в сознании субъекта адекватно и точно; такое точное восприятие возможно лишь при достаточной степени актуальности индивидуального настоящего времени и пространства субъекта; только в этом смысле можно думать, что объективное пространство и время могут быть пространством и временем его психомоторного функционирования, опосредуясь индивидуальным настоящим временем и пространством. Последние, непосредственно включенные в организацию психосенсорных. процессов, как бы опосредованно значимы и в организации психомоторных процессов.

Психомоторная сфера, иначе реализуемая во времени и пространстве, в сознании выделяется как более активная, более осознаваемая, более контролируемая, более изменчивая, чем психосенсорная сфера. Эти две сферы противоположны друг другу по их организации во времени (и пространстве). Эту противоположность можно проиллюстрировать, взяв условно за единицу психосенсорной деятельности чувственный образ восприятия, психомоторной — абстрактную мысль.

Чувственный образ формируется в настоящем времени. В нем одномоментно — симультанно запечатлеваются мир и собственное «Я» субъекта такими, какие они есть в данном отрезке объективного настоящего времени и пространства. Адекватное их отражение в сознании опосредовано индивидуальным настоящим временем и пространством, если они достаточно актуализированы. Чувственный образ представляет собой законченное событие психической жизни или уже завершенное психическое явление. Каждый новый образ заполняет собой отрезок времени субъекта, превращающегося из настоящего в прошедшее время субъекта. Индивидуальное время и пространство «остаются» в образе в виде пространственно-временных меток, определяя уже отмеченную выше спаянность образа с одним из отрезков прошлого времени.

Мысль в настоящем времени только зарождается. Представляет собой лишь частично случившееся событие психической жизни или частично осуществленное психическое явление, подлежащее завершению, возможному лишь в будущем времени. Мысль неопределенна, изменчива, активна; она должна развиваться. Ее развитие непрерывно, последовательно — сукцессивно. Каждый следующий этап развития означает большую, чем на предыдущем этапе, приближенность мысли к завершению, большую определенность и лучшее качество. Мысль реализуется эффективно в точно воспринимаемых субъектом реальных пространстве и времени.

Два психических явления противоположны по разным признакам: — по тому, что зависимы от функционирования правого и левого полушарий; — по времени их реализации: в настоящем с переходом в прошедшее и в настоящем с вероятным завершением в будущем времени: — по тому, что различно как бы «состояние» их в сознания субъекта; их характеризуют устойчивость — неустойчивость, определенность — неопределенность, завершенность — незавершенность, необходимость сохранения точными, неизмененными — необходимость изменения, развития и т. д.

Перечисленное, пожалуй, позволяет рассмотреть эти два психических явления асимметричными, как бы энантиоморфными. противоположными друг другу по времени их реализации. Но такими асимметричными друг другу они могут быть только в рамках целостной психики, только тогда, когда одновременно в сознании субъекта есть оба или реализуются оба психических явления. Они противоположны «внутри единства, тождества, цельности явлений» [Готт В. С, 1972] всей психики. Параллельное одновременное их осуществление возможно, по-видимому, потому, что реализуются они как бы в разнонаправленных временах: настоящем — прошедшем и настоящем — будущем. Здесь, может быть, очевидна правомерность постановки вопроса о применимости принципа симметрии [5] и к анализу психики или сознания как выражающего собой функционирование целостного мозга. В этой противоположности двух главных составляющих и состоит, на наш взгляд, суть психической асимметрии человека.

Среди зависящих от правого полушария мозга многими исследователями предполагаются творческие способности, в частности эмпатия, которую К. Я. Басин (1987) считает «…универсальным механизмом для всякого творчества… без эмпатии в творчестве [6] не может быть получен новый результат». Под эмпатией понимается «жизнь в образе», «перенесение», «вживание», «вчувствование», «перевоплощение», «идентификация» и т. д. Специфичным для эмпатии является механизм «мысленного перенесения себя — своего реального «Я» — в ситуацию того объекта, в образ которого вживаются. В результате проекции реальное «Я» оказывается вынесенным за пределы реальной ситуации творца, его пространственно-временных координат в воображаемую для него ситуацию».

При рассмотрении с точки зрения [7] пространственно-временной организации может быть расширено понимание соотношений «мозг — психика». В частности, приходится думать о взаимозависимых соотношениях между ними. Больше всего говорится о зависимости психического состояния человека от функционального состояния [8] его мозга, по последнее может измениться в ответ на изменение психического состояния субъекта, например, осознающего неблагоприятность создавшейся ситуации; здесь уже изменившееся функциональное состояние мозга поддерживает именно то психическое состояние. Только в этом свете можно понять, например, возникновение так называемых психогенных душевных заболеваний.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/1464

URLs in this post:

[1] полушарий: http://www.braintools.ru/article/6919

[2] мозга: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain

[3] опыт: http://www.braintools.ru/article/6952

[4] восприятия: http://www.braintools.ru/article/7534

[5] симметрии: http://www.braintools.ru/article/3088

[6] творчестве: http://www.braintools.ru/creation

[7] зрения: http://www.braintools.ru/article/6238

[8] функционального состояния: http://www.braintools.ru/article/9422

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100