Ноги. Функциональные асимметрии человека. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А.. Приложение.

Методика определения асимметрии ног должна быть построена так, чтобы выявилось их неравенство по силе, скорости, координации и точности движений, степени их осознаваемости, длине шага, опорной функции или роли каждой из ног в поддержании вертикальной позы человека.

Важна и здесь самооценка: какая нога у обследуемого является толчковой, какая — маховой; как обследуемый «чувствует» каждую из ног и осознает совершаемые ими движения — есть ли заметная разница в размерах стопы, голеней, о чем можно составить впечатление, в частности, по тому, на какой ноге обувь свободнее, на какой — теснее.

Можно использовать легкодоступные, не требующие специальных приспособлений тесты: подпрыгивание на одной ноге, вставание на стуле на колени, схождение со стула,шаг назад и шаг вперед; нога, совершившая движение первой во всех этих действиях, считается ведущей [Леутин В. П., Николаева Е. И., 1985].

Закидывание ноги на ногу. Считается, что сверху чаще оказывается функционально преобладающая нога [Лобзин О. В., 1968].

Тест «скакалка»: испытуемому предлагается сделать несколько скачков через скакалку. Ведущая нога поднимается первой и становится впереди не ведущей.

Тесты с мячом направлены на уточнение преобладания одной из ног в координации, точности движений и программировании усилий для их осуществления. В одном из тестов испытуемому предлагается попасть мячом в цель ударом по мячу правой и левой ногой. В другом тесте испытуемый должен подбросить мяч одной из ног в руки экспериментатору (Амбаров Э. Х., 1969].

Измерение длины шага основано на том, что шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей. Этот тест можно проводить так, чтобы оставались следы от подошвы обуви правой и левой ног: измерить длину 5 или 10 шагов каждой из ног и вычислить среднеарифметическую величину для каждой ноги.

Тесты на отклонение от заданного направления также основаны на различии длины ног. Л, Г. Федоруком используется специальный тест. Обследуемый должен пройти к цели (листу бумаги на полу), отстоящей от него на расстоянии 5 м, в светонепроницаемых очках. За ведущую принимается нога, противоположная направлению отклонения, Наличие отклонения обозначатся как единица: +1 (для правой ноги). — 1 (для левой ноги), отсутствие отклонения обозначается как 0. Эти обозначения учитываются при вычислении среднего значения асимметрии ног по группам обследуемых в целом.

Тест «писательные движения». Обследуемого просят осуществить раздельно правой и левой ногой движения, необходимые для написания букв или слов. Это можно сделать в положении сидя, согнув ногу, и в положении стоя, вытянув ногу и отведя ее вперед, назад, наружу. «Пишет» точнее и «легче» правая нога, подобно правой руке [Сеченов И. М., 1901].

Проводятся исследования асимметрии ног по разным признакам с помощью специальных приспособлений. Скорость, координация и асимметрия спонтанных движений ног младенца в возрасте от нескольких дней до нескольких недель и месяцев может регистрироваться с помощью видеозаписи [Thelen E. et al., 1983].

Динамометрия. Осуществляется с помощью специально изготовленного станка с двумя становыми динамометрами [Амбаров Э. Х., 1969]. Определение твердости мышц — электромиотонометром уточняется тонус четырехглавой мышцы на симметричных точках правой и левой ног [Амбаров Э. Х., 1969].

Изучение опорной функции ног в поддержании вертикальной позы. Осуществляется с помощью стабилографической платформы, состоящей из двух секций, каждая из которых регистрирует массу тела, приходящуюся на ту и другую ногу. Со специального дифференциального выхода прибора снимается сигнал, который отражает соотношения весовых нагрузок. Нулевой сигнал при выходе соответствует одинаковому распределению массы на обе ноги, положительный характеризует преобладание нагрузки на правой ноге, отрицательный — на левой. Асимметрия оценивается с помощью специального коэффициента [Карапетян С. Б., 1983]. Опорная функция ног в поддержании вертикальной позы автором изучалась неизолированно; записывалась еще электрическая активность мозга до 10-минутного стояния испытуемого на платформе и еще в ходе 10-минутного стояния, когда испытуемый сохранял вертикальную позу, выполняя логическое задание (при этом у 6 из 8 обследованных отмечалась правосторонняя опорная активизация) или эмоциональное задание — прослушивание музыки (у 5 из 8 лиц усилилась правосторонняя активность). Асимметрия электроэнцефалограммы (ЭЭГ) оценивалась по формуле КМ= (МЛ — МП)/(МЛ — МП) • 100. где КМ — коэффициент асимметрии мощности спектра. МП — мощность спектра правого полушария, МЛ — мощность спектра левого полушария.

В специальных исследованиях, в частности в спортивной медицине и физиологии, проводится еще термометрия кожи над различными мышцами ног и рук. Так. В. М. Лебедев (1970) приводит данные изменения температуры кожи над двуглавой мышцей плеча правой и левой рук при работе на электроэргометре: 1) двумя руками, 2) одной рукой и при статическом усилии — удержании груза 15 кг правой рукой, согнутой под прямым углом в локтевом суставе. Наибольшие перепады температуры «внутри» самой точки были при динамической работе двумя руками, наименьшие — при статическом усилии, но асимметрия температуры на правой и левой руке была наибольшей в третьем эксперименте.

Rambler's Top100