- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Методики. Авторские методики. Франц Лёзер.

Обучение с помощью инъекций?

Еще больший интерес [1], чем поиск “пилюль памяти”, представляет изучение возможности передачи при помощи инъекций хранящихся в памяти [2] знаний от одного человека или животного другому. Соответствующие исследования основываются на уже упомянутом предположении, что процесс обучения [3] имеет биохимическую природу. Согласно этому предположению, процессу усвоения знаний соответствует синтез и накопление в нейронах определенных химических веществ. А нельзя ли передавать знания, усвоенные одним человеком, другому путем введения ему химического вещества, взятого из нейронов первого?

Эта мысль поражает воображение. Не открывается ли таким образом возможность передавать знания и опыт [4] умершего человека другим людям и тем самым избежать их потери? Не обещает ли этот путь помочь также найти средства обуздания информационной лавины? Многие исследователи в настоящее время придерживаются мнения, что такая перспектива вполне реальна. Они исходят из результатов экспериментов, в которых с помощью инъекций РНК [5] хомяков, обученных реагировать [6] на световые и не реагировать на звуковые сигналы, необученным хомякам последние также приобретали способность реагировать на свет и игнорировать звук. Эксперименты такого рода были успешно повторены учеными в различных странах. Однако некоторые ученые ставят результаты этих экспериментов под сомнение. Во-первых, считают они, в настоящее время однозначный вывод из этих наблюдений не представляется возможным. Во-вторых, не доказано, действительно ли в экспериментах была осуществлена передача опыта, приобретенного животными. Не исключено, что с помощью инъекций РНК была только повышена обучаемость необученных животных в отношении световых сигналов. Ведь сходное поведение [7] этих животных вызывала инъекция и ряда других препаратов.

Относительно этого направления исследований можно, как мне кажется, выдвинуть еще более сильное возражение. Попытки передачи информации, запечатленной в памяти, с помощью химических средств строятся (явно или неявно) на предположении, что процессы обучения и запоминания [8] в основном сводятся к протекающим при этом химическим реакциям. Но это глубочайшее заблуждение. Процессы памяти, а в широком смысле слова и процесс обучения неразрывно связаны с сознанием. Эти процессы, несомненно, включают электрические и биохимические компоненты, поскольку сознание имеет материальную органическую основу. Но отсюда вовсе не следует, что они могут быть сведены к биологическому, химическому или какому-либо другому органическому процессу. Обучение и запоминание представляют собой сложные многосторонние явления, охватывающие самые разнообразные психические процессы, например эмоции [9] и мышление [10], которые, конечно, не исчерпываются химическими реакциями. Поэтому попытки осуществить передачу результатов обучения с помощью только химических средств представляются сомнительными. И мы должны огорчить студентов: их мечта о получении высоких экзаменационных оценок путем инъекции нейронов своего профессора несбыточна.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/208

URLs in this post:

[1] интерес: http://www.braintools.ru/article/4220

[2] памяти: http://www.braintools.ru/article/4140

[3] обучения: http://www.braintools.ru/article/5125

[4] опыт: http://www.braintools.ru/article/6952

[5] РНК: http://www.braintools.ru/article/8114

[6] реагировать: http://www.braintools.ru/article/1549

[7] поведение: http://www.braintools.ru/article/9372

[8] запоминания: http://www.braintools.ru/article/722

[9] эмоции: http://www.braintools.ru/article/9540

[10] мышление: http://www.braintools.ru/thinking

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100