Урок 17. Метод кумулятивного повторения. Методики. Другие методики. Эффективные упражнения по развитию памяти.

Мы уже отмечали, что повторение является эффективным «способом в процессе запоминания. Используя только один этот способ, можно запомнить много вещей, однако пользоваться этим необходимо методично и постепенно.

Например, вы хотите выучить поэму или отрывок из театральной пьесы. Для этого вы можете поступить следующим образом.

Каждый день заучивайте 5 или 10 стихотворных строк (в зависимости от вашей способности к усвоению стихов) и повторяйте то, что учили накануне. Через 10 дней вы будете помнить 100 строк. С этого момента, наряду с заучиванием 10 строк, перечитывайте предыдущий текст по 50 строк один раз в два дня. Затем, когда вы твердо запомните 150 строк, перечитывайте текст частями по 50 строк один раз в три дня, и т.д. Через несколько месяцев вы будете запоминать сотни строк без особых усилий. Основную сложность будет составлять необходимость соблюдать постепенность и методичность.

Метод повторения используется учащимися при изучении школьных предметов, к сожалению, неправильно. При этом в большинстве случаев они применяют только «повторительную» часть способа и игнорируют его «кумулятивную» часть. Они заучивают что-либо только на один день, затем, без повторения, материал быстро забывается. Поэтому перед экзаменами учащиеся вынуждены практически все запоминать заново. Если же ученик будет практиковать регулярное повторение, материал полностью сохранится в памяти.

Метод кумулятивного повторения можно использовать для запоминания исторических дат (ежедневное заучивание 2-3 дат). Далее мы рассмотрим мнемотехнические способы запоминания дат, а сейчас отметим, что, кроме запоминания дат, кумулятивное повторение может применяться для запоминания большого количества математических, физических и химических формул,

Этот способ подходит также для пополнения словарно запаса при изучении иностранного языка (желательно повторять новые слова в составе коротких фраз). Его могут применять студенты при подготовке к экзаменам: составляются сводные таблицы или краткие изложения материала; в день запоминает 2, 3, 5 коротких резюме, с повторением предыдущих частями по 10-15 резюме.

Может показаться, что повторения отнимают много времен На самом дело они сберегают время, т.к., если вы ничего не забыли, повторение сводится к простому прочтению и проходит очень быстро. Метод кумулятивного повторения требует меньше времени, чем чтение материала через 3 или 6 месяцев после первого изучения. Приводимый выше пример с запоминанием стихов является только простейшей иллюстрацией способа. Для многих ежедневное повторение- слишком обременительная процедура. Многое зависит от того, что изучается. Часть студентов применяет следующий ритм повторения:

— утренняя лекция, после нее беглое прочтение конспекта;

— 1-е повторение, в тот же вечер;

— 2-е повторение, через 2-3 дня;

— 3-е повторение, через неделю;

— 4-е повторение, через 3-5 недель;

— 5-е повторение, через 4-6 месяцев.

Не существует оптимального ритма повторений для всех. Необходимо определять свой собственный ритм. Общее правило для нахождения своего ритма: делать повторение достаточно часто, с тем чтобы ничего не забыть, но и не слишком часто, чтобы попусту не тратить энергию. Идеальный момент для повторения — когда вы начинаете забывать хотя бы часть материала. В течение курса у нас будет много примеров с использованием способа кумулятивного повторения.

Упражнение 36

Выберите 2 однородных текста: театральные пьесы, стихи, научные тексты, исторические статьи, литературные отрывки короче, то, что вас интересует. Эти два текста должны быть одинаковой длины и степени трудности. Выучите их и выберите для каждого текста неодинаковый ритм повторения. Например:

Текст 2

Заучивание — утром, 1-е повторение — то же.

2-е повторение-вечер следующего дня, 3-е — через 5 дней. 4-е — через 15 дней,

Текст 1

Заучивание — утром, 1-е повторение-через короткий промежуток времени, 2-е повторение -вечер того же дня. 3-е — через 3 дня, 4-е — через 7 дней, 5-е — через 11 дней.

Последние повторения для текста 1 и 2 вы сделаете в один и Тот же день.

Подождите один месяц-и проверьте знание текстов 1 и 2. Если тексты запомнились одинаково, то ритм1 отнял у вас лишнюю энергию. Если вы знаете хорошо текст 1 и недостаточно-текст 2, то ритм 1 для вас больше подходит.

Таким образом, шаг за шагом, вы определите ваш собственный ритм повторения.

Упражнение 37

Возьмите листок бумаги и постарайтесь записать все ваши воспоминания от того времени, когда вам было 10-15 лет. Заполняйте лист в последующие дни — по мере новых воспоминаний из этого периода.

Через неделю перейдите к периоду 6-10 лет. А еще через неделю вспомните события вашего самого раннего детства 0-6 лет Для каждого воспоминания постарайтесь воссоздать какую -либо картину. Вы будете удивлены количеством воспоминаний, которые вам оставило детство и отрочество.

Упражнение 38

Запомните способом образных ассоциаций основные природные богатства Испании:

Вино, виноградники, кожа, ртуть, лимоны, быки, железо, рыболовство, апельсины, лошади, свинец, текстиль, ослы, медь, оливковое дерево.

Упражнение 39

Применение способа кумулятивного повторения. Повторите:

— четверостишье Буало или другого поэта, выученное ранее;

— основные промышленные отрасли Бельгии;

— основные ресурсы Испании.

Упражнение 40

Восстановите письменно основные города, через которые проходил маршрут вашего последнего путешествия (каникулы или деловая поездка). Начните с больших городов, представляющих главные этапы маршрута, затем попытайтесь поместить на маршруте промежуточные города.

Rambler's Top100