Память – это не компьютер. Методики. Авторские методики. Франц Лёзер. Восприятие информации.

Как-то известный английский математик Тьюринг предпринял попытку доказать, что компьютер может мыслить как человек. Для этого он провел следующий эксперимент. Несколько человек были помещены в изолированные комнаты. Они могли связываться друг с другом – задавать вопросы и отвечать на заданные им – только с помощью пишущей машинки. В одной из комнат находился компьютер, который также мог спрашивать и отвечать. Оказалось, что во многих случаях было трудно установить, кто участвует в разговоре, человек или компьютер. Отсюда был сделан вывод: различия между мышлением человека и машины не существует.

Некоторые ученые считают, что и память человека можно сравнить с памятью компьютера. Вообще в ходе развития учения о памяти ее не раз сравнивали с тем или иным техническим устройством: с восковой доской, на которой “рукою опыта” залечат” деваются происходящие события, с гидравлической машиной, с телефонной станцией. В известной мере эти аналогии оправданы. Так, компьютер действительно способен обрабатывать, хранить и воспроизводить информацию подобно тому, как это происходит при работе памяти. Однако здесь можно говорить именно только о подобии. Тьюринг не учитывал того обстоятельства, что мышление человека представляет собой не механическую операцию, как у компьютера, а активную деятельность, направленную на изменение окружающей действительности. Точно так же и память – это не механический, а сложный динамический процесс, являющийся важнейшим компонентом деятельности человека и помогающий ему в освоении и преобразовании внешнего мира. Поэтому память может быть научно осмыслена только при условии, что она будет рассматриваться в первую очередь как познавательный процесс, с помощью которого человек постигает окружающий мир и в ходе своей деятельности учится подчинять его своим целям.

Рассматривая память как процесс, в ней можно выделить ряд фаз. Некоторые из них исследованы наукой лишь частично. Учитывая задачи этой книги, мы ограничимся здесь кратким описанием шести связанных между собой фундаментальных фаз работы памяти: восприятие, концентрация, запечатление, повторение, забывание и припоминание.

Rambler's Top100