- BrainTools - http://www.braintools.ru -

Методики. Авторские методики. Франц Лёзер. Восприятие информации.

Наилучшая пчела и самый плохой архитектор

Память [1] необходимо понимать как некий процесс. Следует добавить — активный, целенаправленный процесс и для того, чтобы он протекал эффективно, его надо рационально организовать. По отношению к памяти такое утверждение звучит весьма непривычно. Неужели она действительно доступна для каких-либо организующих воздействий? Для ответа на этот вопрос обратимся еще раз к функции, которую выполняет память. Она состоит прежде всего в том, чтобы выделить из окружающего нас бесконечного многообразия внешнего мира существенную информацию, запечатлеть ее, сохранить и воспроизвести, когда это необходимо. Следовательно, память является непременной составляющей нашей трудовой деятельности и представляет собой определенный вид умственной работы, без которой человеческий труд был бы невозможен.

Рассматривая процесс памяти под этим углом зрения [2], то есть как некую работу, уместно вспомнить знаменитое высказывание Карла Маркса: «Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы [3] с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека». Иначе говоря, прежде чем приступать к работе, необходимо предварительно обдумать, что и как надо делать, чтобы работа выполнялась осознанно и целенаправленно. Непривычность выражения «организация» по отношению к памяти обусловлена не объективным положением вещей, а нашей привычкой осуществлять процессы памяти стихийно, без их предварительного обдумывания и, следовательно, без их научной организации. Так, мы обычно заранее не знаем, какую информацию (и где) следует сохранять, какую отбросить, а какую забыть, придется ли припоминать [4] забытое, и если да, то как. Эта стихийность процессов памяти, отсутствие их научной организации приводит к тому, что часто бывает трудно понять, мы управляем этими процессами или они нами. В результате продуктивность памяти оказывается намного ниже возможной. И если воспользоваться приведенными словами Маркса, то мы можем сказать, что сегодня в отношении памяти мы находимся скорее на уровне наилучшей пчелы, чем самого плохого архитектора.

Управление памятью начинается тогда, когда создается возможность осознать составляющие ее процессы и на этой основе с помощью специальных методов обеспечить их эффективное протекание. В последующих главах мы попытаемся вкратце проанализировать познавательные процессы, характерные для шести основных фаз памяти, и методы их рациональной организации. Мы также предложим читателю тренировочные упражнения, служащие закреплению этих методов. В данной главе рассматривается первая фаза памяти: восприятие [5] информации.


Сайт-источник BrainTools: http://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: http://www.braintools.ru/article/221

URLs in this post:

[1] Память: http://www.braintools.ru/article/4140

[2] зрения: http://www.braintools.ru/article/6238

[3] пчелы: http://workbee.ru/

[4] припоминать: http://www.braintools.ru/article/353

[5] восприятие: http://www.braintools.ru/article/7534

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100