- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Методики. Авторские методики. Франц Лёзер. Запечатление.

Связи должны быть релевантными

С помощью описанных связей мы организуем информацию в нашей памяти [1] и включаем ее в информационную сеть памяти. Но здесь – подобно тому, как это имеет место в наших книжных шкафах – может господствовать как порядок, так и беспорядок. Беспорядок осложняет и запечатление, и припоминание [2]. Иногда мы испытываем, например, трудности при упорядочении новой информации, поскольку не знаем, как ее связать с имеющимися знаниями. Запечатление такой информации происходит с большим трудом, что свидетельствует об “организационных неполадках” в информационной сети, препятствующих включению в нее новой информации. Неправильное же включение информации нередко осложняет воспроизведение (припоминание), так как затрудняет ее поиски в памяти. Напротив, наличие порядка в информационной сети обеспечивает высокую продуктивность запечатления и припоминания. Естественно возникают вопросы: каковы принципы упорядочения нашей памяти? каким требованиям должны отвечать организация новой информации и установление с ней связи, чтобы обеспечить высокую продуктивность памяти?

Память – это отражение объективной реальности, преломленное через интересы и познавательные возможности индивида. Поэтому и принцип упорядочения памяти определяется закономерными связями, существующими в объективной реальности и преломленными через интересы и познавательные возможности индивида. Соответственно мы можем представить память как информационную сеть, состоящую из множества смысловых, ассоциативных [3] и структурных связей, запечатленных индивидом под влиянием его интересов и на основе его познавательных ресурсов.

Поэтому для правильного включения новой информации в информационную сеть требуется, чтобы выбираемые связи были не только, как уже говорилось, целесообразными, но и релевантными. Релевантными называют такие связи, которые обеспечивают включение новой информации в область информационной сети, соответствующую закономерностям этой информации, нашим интересам и познавательным возможностям. Так, информацию о смерти Карла Маркса надо подключить к информации о марксистско-ленинском учении, а не туда, где хранятся рецепты приготовления пирожных; информацию же о дне смерти Карла Маркса целесообразно ассоциировать, например, с представлением о каменной плите на его могиле, но не с последним футбольным матчем.

Связи [4]

Связи

Важное значение имеет релевантность и при выборе структурных связей. Позднее, знакомясь с упражнениями, приведенными в конце этой главы, вы увидите, что имеется несколько способов структурирования, например расположение в алфавитном, порядке (А, Б, В и т. д.), ранжирование (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо, очень плохо). Если информация должна быть запечатлена в алфавитном порядке, то релевантным будет именно алфавитный порядок, а не ранжирование. Иначе говоря, для обеспечения высокой продуктивности запечатления вновь поступающая информация должна связываться не с любыми нашими знаниями, а с релевантными.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/265

URLs in this post:

[1] памяти: http://www.braintools.ru/article/4140

[2] припоминание: http://www.braintools.ru/article/353

[3] ассоциативных: http://www.braintools.ru/article/621

[4] Image: http://www.braintools.ru/wp-content/uploads/2010/07/relations.png

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100