Упражнение 9. Построение ассоциативных связей. Методики. Авторские методики. Франц Лёзер. Запечатление. Упражнения.

Способность человека устанавливать ассоциации безгранична. Ассоциативные связи образуются без особого труда и относительно легко вытесняются, поэтому они наиболее целесообразны при кратковременном запечатлении. Они применимы также в тех случаях, когда не удается построить смысловые связи или когда последние требуется «поддержать» ассоциациями. Образование ассоциативных связей часто выражается в том, что новая информация мысленно связывается с уже имеющимися представлениями. Допустим, вы хотите ассоциативно связать понятия «Луна» и «масло». Эту связь можно установить, представив, например, что на Луне лежит кусок масла. Следует отметить, что чем необычнее ассоциация, тем прочнее она запечатляется.

Поупражняйтесь в образовании ассоциативных связей, пытаясь соотнести пятью разными способами следующие понятия:

1. Луна — масло а.
б.
в.
г.
д.
2. Треугольник — виноград а.
б.
в.
г.
д.
3. Дерево — Берлин а.
б.
в.
г.
д.
4. Стол — небо а.
б.
в.
г.
д.
5. Леопард — Ирен а.
б.
в.
г.
д.

Проделайте аналогичные упражнения, используя различные слова и понятия, с которыми вы сталкиваетесь в вашей повседневной жизни. Свяжите, например, имена или лица ваших знакомых с определенными свойствами, переживаниями или ситуациями. Ассоциативное запечатление весьма эффективно, когда одновременно устанавливаются зрительные, слуховые и осязательные ассоциации.

Rambler's Top100