Метод заучивания целиком и по частям. Методики. Авторские методики. Франц Лёзер. Повторение.

Информацию большого объема можно усваивать как целиком, так и по частям. Например, текст можно заучивать предложение за предложением, а стихотворение – строфу за строфой, но можно и путем многократного повторения всего текста или стихотворения. При заучивании по частям материал дробится на фрагменты, в результате взаимосвязь между ними нарушается. Это затрудняет запечатление и увеличивает число необходимых повторений. При заучивании целиком вся информация, например текст, запечатляется за один прием и дальше повторяется как целое. Взаимосвязи между отдельными частями постигаются при этом быстрее и точнее, число необходимых повторений уменьшается. Поэтому там, где возможно, следует отдавать предпочтение методу заучивания целиком.

Но если объем информации достаточно велик, данный метод оказывается малоэффективным. В этом случае информацию следует разбить на возможно более крупные фрагменты, которые в смысловом отношении являются законченными единицами. При первом повторении повторяется как целое уже запечатленный фрагмент (А-Б), а второй фрагмент (Б-В) запечатляется. На следующей стадии повторяются оба первых фрагмента (А-Б, Б-В) и запечатляется следующий (В-Г) и т. д. Схематически это можно представить следующим образом:

1. Запечатление А-Б.
2. Повторение А-Б, запечатление Б-В.
3. Повторение А-Б, повторение Б-В, запечатление В-Г.
4. Повторение А-Б, повторение Б-В, повторение В-Г и т. д.

Метод заучивания по частям целесообразно применять также при работе с материалом, отдельные части которого различаются по степени трудности. В этом случае вначале каждая часть заучивается отдельно с учетом ее трудности, а затем весь материал повторяется как целое.

Rambler's Top100