Вначале – сделать выбор. Методики. Авторские методики. Франц Лёзер. Забывание.

Прежде чем осуществлять активное забывание, необходимо решить, какую информацию надо забыть, а какую нет. От этого в значительной степени зависит продуктивность памяти. Не надо забывать несущественную информацию. На первый взгляд это утверждение может показаться странным. Но ведь несущественная информация совершенно не должна запоминаться. Она должна как можно скорее отбрасываться, не поступая на хранение для последующего воспроизведения.

Далее, нельзя забывать жизненно важную и постоянно используемую информацию, которая должна всегда присутствовать в сознательной памяти и быть готовой к воспроизведению. Сюда относится, например, информация о людях, составляющих наше ближайшее окружение, о нас самих как личностях, о наших повседневных заботах и нуждах, о важных событиях нашего прошлого и т. п. Эта информация включает также основы наших знаний, практического опыта и образует фундамент всего нашего поведения, мышления и наших поступков. Поэтому она должна быть всегда “под рукой”.

Но эта информация не только образует фундамент, на который мы опираемся при переработке новой информации. Она составляет также те знания, которые, как будет показано в дальнейшем, дают нам возможность воспроизводить забытое. Информация, находящаяся в сознательной памяти, таким образом, включает те знания, которые позволяют сразу же реагировать на жизненно важные вопросы, обрабатывать новую существенную информацию и воспроизводить забытую.

Вместе с тем объем информации в сознательной памяти не должен быть чрезмерно большим, чтобы не перегружать ее. Поэтому работа сознательной памяти и информация, которая в ней представлена, имеют большое значение для продуктивности запоминания и для обучения в целом. Наличие в сознательной памяти несущественной информации или такой информации, которая не должна быть постоянно готова к использованию, способствует оттеснению действительно нужных знаний. Это приводит к тому, что важная информация плохо воспринимается и перерабатывается, информация, которая не должна забываться, забывается, концентрация на существенном материале ухудшается, короче говоря – продуктивность памяти и обучения снижается.

Напротив, при оптимальной структуре сознательной памяти в ней представлены все жизненно необходимые и постоянно используемые знания, причем она не перегружена, а вся новая важная информация перерабатывается на оптимальном уровне, обеспечивается высокая концентрация по отношению к существенной информации; ничто важное не забывается, а забытое воспроизводится быстро и точно. Выбор информации, которая должна содержаться в сознательной памяти, имеет, таким образом, огромное значение.
При осуществлении этого выбора полезно знать, что в сознательной памяти обычно содержится информация, обладающая следующими тремя особенностями:

1. Она жизненно необходима.
2. Она активно используется.
3. Она может служить средством извлечения информации из латентной памяти.

Информация, которая жизненно необходима, но не используется постоянно и не связана с деятельностью человека в данный момент, должна храниться в латентной памяти. Можно сказать, что она временно подлежит забыванию. Такой может быть, например, информация о людях, с которыми мы не поддерживаем ежедневного контакта, о фактах, которые хотя и важны, но не используются постоянно, информация, переставшая быть актуальной, и т. п.

Емкость латентной памяти значительно больше, а опасность ее перегрузки существенно меньше, чем сознательной памяти. Поэтому необходимо возможно больше информации хранить в латентной памяти, а сознательную память держать свободной для восприятия самого важного. Продуктивность воспроизведения определяется в первую очередь не количеством, а качеством информации, находящейся в сознательной памяти.
Нередко можно слышать утверждения, что забывается прежде всего то, что неприятно, а приятное и красивое якобы долго живет в памяти. Эти утверждения опровергаются тем фактом, что именно неприятные и тяжелые переживания, вызывающие сильные эмоции, особенно прочно оседают в памяти. В действительности для забывания существенно не то, приятна или неприятна информация, красива она или уродлива, а то, насколько она отвечает задачам той деятельности, которую осуществляет человек. Как приятная, так и неприятная информации, если они не используются постоянно, оттесняются из сознательной памяти и забываются в результате взаимодействия с информацией, которая должна находиться в состоянии “боевой готовности”. Это естественный и рациональный процесс, и он должен осуществляться осознанно. Нерациональным забывание оказывается прежде всего в том случае, если забывается информация, которая может понадобиться в любой момент. Поэтому забываться должно только то, что наименее важно и редко используется.

Rambler's Top100