Школы здоровья. Мозг и активное долголетие. Метод золотого сечения. Вербин Сергей. Глава 1. Учитесь быть здоровыми.

Ответ на многие вопросы можно найти в медицинской литературе и в школах здоровья. Поговорим подробнее о школах здоровья, которые действуют во многих странах мира. В нашей стране известны всего три такие школы.

В связи с этим, думаю, большой интерес может представить опыт работы школ здоровья на Западе, в частности образовательный проект «Тасис» — «система профилактических мер и здоровье населения», который был подготовлен в связи с тем, что в 70-х годах трудоспособные граждане Скандинавских стран стали часто умирать от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Повышенный стресс привел к значительному производственному травматизму. Сходная картина наблюдается сегодня в нашей стране.

Для ответа предоставим слово руководителю проекта госпоже П. Аарва: «Главная наша задача состояла в том, чтобы «перевернуть пирамиду», переориентировать лечебную медицину в область профилактики.

Разумеется, для этого требуется время, и происходит это тогда, когда большинство людей, принимающих решения, на государственном уровне в том числе, поймут, что профилактика и укрепление здоровья более экономны и наиболее эффективны в улучшении качества жизни, чем лечение».

Прошло 20 лет (срок 20 лет считается сроком активной жизни одного поколения), можно подвести итоги: смертность в этих странах упала на 50 %, продолжительность жизни выросла на десять лет. Состояние здоровья населения стран Европейского Союза сейчас лучше, чем когда-бы то ни было. С каждым годом увеличивается продолжительность жизни граждан стран ЕС. Так, например, ожидается, что девочки, рожденные в 1995 году, в своем большинстве проживут более 80 лет.

Политика общественного здоровья основывается на следующих принципах.

Обучение здоровью.

— Совершенствование подачи информации.

— Укрепление навыков и умений брать ответственность на себя.

Следует заметить, что и у нас в стране целый год действует проект «Тасис». Правда, директор НИИ профилактической медицины Р. Г. Оганов так охарактеризовал ход выполнения программы: «Россия сейчас финансово не может поддержать программу, поэтому мы расплачиваемся мозгами и знаниями». Но несмотря на небольшой срок и мизерные материальные средства, уже многое удалось сделать.

В рамках проекта новым методам оздоровления и профилактики обучили 400 врачей. Был создан информационный центр, в котором собирается и анализируется вся новая информация о современных способах лечения.

Главная задача состояла в том, чтобы люди, увидев статистику здоровья, отказались бы от вредных привычек, начали рационально питаться и больше двигаться.

В рамках проекта успешно реализуются программы: «Здоровый ребенок», «Здоровая семья» и «День здоровья». Основная идея проекта, как сказали организаторы, состоит в том, чтобы не оставлять людей в роли пассивных наблюдателей, а наоборот, сделать их активными участниками процесса формирования своего здоровья. Та радость, которую испытывает человек, осознавая возможность влиять на свое здоровье, имеет большое значение для изменения образа жизни. Дни здоровья проводятся под лозунгом «Мы выбираем здоровье».

Скажу несколько слов и о работе нашей школы здоровья. Основная идея школы заключается в том, чтобы повысить активность людей, пробудить у них заинтересованность в укреплении своего здоровья и оказать поддержку. На конкретных примерах нашего информационно-аналитического центра показать, как улучшалось здоровье у людей, которые выбрали здоровый образ жизни.

Весь процесс обучения разбит на этапы, группы — от новичков до спортсменов-разрядников и инструкторов. Группа инструкторов была создана для того, чтобы апробировать на себе новые методы оздоровления и определить пределы возможных нагрузок на сердце, мозг. Новички постепенно изучают метод «Золотое сечение» и укрепляют здоровье. За все время работы школы не было ни одного человека, который бы, изучив здоровье с научной точки зрения, не изменил бы мышление.

Переход в группы инструкторов производится постепенно. Для этого необходимо иметь как минимум медицинское образование, несколько спортивных разрядов и очень крепкое здоровье. Ибо только здоровый человек может обучить и помочь излечиться другому человеку.

Чтобы познакомить читателя с уровнем подготовки наших специалистов, приведу в пример один день из практической жизни во время сдачи экзаменов на звание «Инструктор здоровья».

7 часов — зарядка, водные процедуры, завтрак, состоящий из стакана чая и одного яблока.

10 часов — старт с 15 кг груза и бег по пересеченной местности. Наш девиз: один за всех, все за одного. Это значит, что результат засчитывается только группе, выход из строя одного участника приводит к снятию всей команды.

14 часов — приготовление обеда из одного бульонного кубика, продолжение бега с рюкзаком. (И это при условии, что все участники в хорошей физической форме; если кто-то падал, то содержимое его рюкзака приходилось делить между тремя остальными участниками группы.) Бег продолжался до 18 часов, т. е. 8 часов бега по оврагам и бурелому. В частности, любимое наше место — Парамонов овраг, недалеко от станции «Турист».

19 часов — ужин: стакан чая и горсть семечек.

20 часов — ночное ориентирование с помощью карты и компаса; необходимо найти в лесу 10 деревьев, на которых стояли определенные номера.

24 часа — концерт и ночная дискотека. Идея показа капустника «Нет возраста для счастья» проста: участвуя в веселых историях, человек полностью избавляется от стресса и усталости, чувствует себя гораздо лучше.

Второй день: футбол, волейбол, транспортировка условно пострадавшего и кросс на 5 км. Разумеется, чтобы участвовать в таком кроссе, необходимо иметь очень хорошую спортивную форму. Первые несколько лет было очень трудно выдерживать такой темп бега, в голове гудело, в глазах стоял туман, ноги заплетались.

Когда мне, наконец, удалось окончить школу «Средней туристической подготовки», сдать теоретические экзамены и выдержать многодневный кросс, руководитель — его звали В. В. Валуев — сказал: «За этих выпускников я спокоен. Вы можете выбирать любой маршрут и его преодолеете «.

Как часто высоко в горах, в экстремальных условиях мы вспоминали эти слова. Мы несколько раз преодолели пороги высшей категории сложности на реках Андийское и Аварское Койсу в Дагестане, были на Китой и Хойто-Ока в Саянах, на Алтае, в Абакане и на многих других реках и речушках. Были подъемы на вершины высочайших гор и спуски в пещеры. По условию эксперимента нам необходимо было пройти и проехать весь бывший Союз с запада на восток, от Риги до Хабаровска, с севера на юг, от Архангельска до Бухары.

Подробнее об этом — в разделе «Путешествие без таможен «.

Десятилетия тренировок показали, что мы находимся на верном пути и метод можно тиражировать. Думаю, что приведенные наглядные примеры подвигнут читателя на укрепление собственного здоровья.

Вопросы для самопроверки.

1. Охарактеризуйте свое здоровье с медицинской точки зрения.

2. Какие медицинские издания вы читаете?

3. Как вы поступаете в критических ситуациях?

4. Умеете ли вы легко переносить стрессы?

5. Когда вы проходили профилактический медицинский осмотр?

6. СКОЛЬКО людей в нашей стране доживает до 65 лет?

7. Какова статистика смертности в России?

8. От чего зависит гибель клеток мозга?

9. Что такое проект «Тасис»?

10. Какова политика общественного здоровья?

Rambler's Top100