- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Мозг и активное долголетие. Метод золотого сечения. Вербин Сергей. Глава 7. Учимся у долгожителей.

Путешествие без таможен

Однажды мне на глаза попалась статья о японских бизнесменах, которые для укрепления здоровья совершают длительные походы в экстремальных условиях. Оказывается, самый популярный в Японии вид отдыха – восхождение на гору Фудзияма.

Я давно хотел изменить свой образ жизни, сдать на спортивный разряд по туризму, и опыт [1] японских бизнесменов показался мне заманчивым. Вспомнил я и эксперимент Галины Шаталовой, которая водила больных людей в пустыню, где они, полуголодные, шагали двести километров, после чего не умирали, а выздоравливали.

Правда, Фудзияма, как и пустыня, для меня недосягаема, поэтому я отправился в городской туристский клуб. Инструктор удивленно выслушал меня и предложил для начала совершить двадцатикилометровый поход по Подмосковью. Поход начинался от станции “Звенигород”. “Пойдем строго на север Г Ориентироваться будем при помощи компаса, карты и встречных людей”, – сказал инструктор. Желающих, кроме меня, не оказалось.

Через час мне стало казаться, что инструктор идет слишком быстро. Рюкзак с каждым шагом становился все тяжелее. Пошел мокрый снег. Мой инструктор, Игорь, шел легким, упругим шагом и напевал: “Мы решили проверить себя, выбирая тяжелый маршрут”.

Еще через несколько часов пути по лесу, оврагам и болотам стало ясно, что маршрут выбран не по силам. Я брел, еле передвигая ноги, и мечтал о том, чтобы тропинка немедленно вывела нас на дорогу, по которой ходит автобус до Москвы. Но мы шли по компасу строго на север и никого не встречали. Наконец, нам попалась бабушка, собиравшая хворост. На робкий вопрос, где дорога и не ходит ли поблизости какой-нибудь транспорт, она ответила, что дорога недалеко, километрах в трех, но последний автобус ушел две недели назад и больше его никто не видел.

Дальнейшая часть пути проходила в глубокой тишине и темноте, – наступила ночь. Возвращаясь последней электричкой, я твердо решил искать другие методы оздоровления.

Странное дело, но через две недели я снова пришел в турклуб. Возьмите, говорю, молодежь, меня с собой, t хочу поправить пошатнувшееся здоровье и омолодиться. Ну что ж, отвечает голубоглазая блондинка, приглашаем совершить увлекательный поход с ночевкой у костра.

Термометр за окном показывал минус двадцать. Какая ночевка в лесу, зачем? – спросили домашние. Я не ответил, уложил рюкзак и в шесть утра поехал на вокзал. И снова вернулся живой.

Следующее мероприятие по восстановлению утраченного здоровья было экстремальным – бег на лыжах с рюкзаком весом 40 килограммов: кто сколько продержится.

Тем, у кого не хватало груза, добавляли в рюкзак куски бревна. Чтобы вы представили себе, насколько это трудно и неудобно, добавлю: после падения с таким грузом в снег человек уже был не в состоянии подняться сам.

Наступило лето. Инструктор сказал, что пора отправляться за здоровьем в длительный пеший поход. Мы наметили сорокадневный маршрут к горячим минеральным источникам, расположенным в труднодоступном районе на границе Бурятии и Тувы. Друзья не верили мне: потратить отпуск не на поездку в теплые края, а на шатание с тяжелым рюкзаком по таежным тропам! “Это вам не восхождение на Фудзияму!” – гордо отвечал я.

Когда все было собрано и упаковано, мы сели в поезд Москва – Улан-Удэ. Выпускающий инструктор сказал на прощание: “Вы счастливые люди, своими глазами увидите природу дивной красоты. Немногие в вашем возрасте решились бы на такой трудный поход”.

Нас было четверо. Я разменял пятый десяток, наш командир Николай – седьмой, ответственный за снаряжение Сергей – восьмой. А четвертой была Елена, просто хороший человек без возраста.

Инструктор обещал: если мы доберемся до места, пройдем пешком Бурятию и Туву, живыми останемся, не утонем в горных реках, нас не съедят дикие звери, то будем абсолютно здоровы.

Особенно мы уповали на уникальный минеральный источник, названный “глазным” благодаря его целебным свойствам. Мы слышали чудесные истории про то, как люди, добравшиеся до источника, омывали в нем глаза и навсегда избавлялись от очков и вообще забывали о глазных болезнях. Рассказывали, что на деревьях вокруг источника висит множество костылей и очков. Их оставили люди, которым они стали не нужны. Поскольку мы все носили очки, такая радужная перспектива нас очень привлекала.

Как мы шли, пересекая горы, равнины, леса, болота, можно написать целый роман. Однажды, переходя вброд быструю и холодную горную реку, Елена уронила ботинок с ноги. Магазинов, естественно, поблизости не было, предлагать ей обувь сорок пятого размера было бессмысленно. А идти босиком по острым камням и колючкам невозможно. Решили смастерить ей обувку из дерева.

Мы напилили из поваленного бревна чурочки и стали с помощью кухонного ножа и топора вырезать из них нечто вроде сабо. К концу следующего дня была готова довольно ровная дощечка, которую нужно было туго привязать к ноге веревкой. Елена примерила, и идти отказалась. Нести ее было нелегко. Но кое-какую обувь все же ей справили.

Сейчас страшно вспомнить, как бедная Лена ковыляла за нами, стараясь не отстать. Поскольку все реки мы переходили вброд, порой по грудь в воде, то нога у Лены оказалась не просто сбитой в кровь, она представляла собой одну незаживающую рану. Мужественная женщина страдала молча. Лишь однажды, услышав чье-то ироническое высказывание, как чудесно мы отдыхаем, произнесла: “В моем возрасте уж лучше было бы работать грузчиком”.

Две недели шел дождь. Командир всеми силами старался укрепить наш дух. Когда казалось, что зарядивший дождь не кончится, он рассказывал, что через десять-двенадцать дней мы подойдем к тому заветному месту, где в горных реках плещется форель, которую можно ловить голыми руками. Когда от холода сводило руки и ноги, он расписывал, как мы будем купаться в горячих горных источниках, куда вода, нагреваясь, поступает прямо из центра Земли. А в ущельях, говорил он, рассыпаны полудрагоценные камни – собирай, сколько хочешь и сколько унесешь. И добавлял, что самые действенные талисманы – те, за которыми человеку пришлось очень далеко и долго идти, преодолевая все препятствия.

Худые, истрепанные ветрами, обугленные на солнце до черноты, голодные, мы наконец-то добрались до обещанного райского уголка. На лугах, действительно, росли цветы дивной красоты, пели редкие птицы, а на деревьях, не поверите, висели не только очки, но и несколько костылей!

Мы бросились к гейзерам. Что-то гудело и клокотало, на поверхность выплескивалась горячая, пузырящаяся минеральная вода. В скалах были вырублены ванны разных размеров, а над ними стояли избушки. Температура воды в разных ваннах колебалась от 30 до 40 градусов. Такая температура считается оптимальной для лечения, так как не требует ни подогрева, ни охлаждения.

Ежедневно, накупавшись вдоволь и промыв глаза, мы шли к минеральному источнику и выпивали по четыре стакана целебной воды. В одних местах берега были бурыми, что говорит о высоком содержании в воде железа и что очень полезно для городских жителей, страдающих железодефицитной анемией [2]. В других местах за сотни тысяч лет образовались многометровые натеки из очень ценных и даже редких минеральных веществ. Пробы воды, привезенные нами в Москву, показали содержание в ней более 80 элементов, жизненно необходимых человеку.

В течение месяца мы пили эту “живую воду”, в которой были цинк и хром, необходимые для работы мозга [3], никель – для деятельности поджелудочной железы, кадмий – для нормального функционирования почек, железо – для кроветворения.

Натруженная в походе спина через несколько дней перестала болеть, зажили раны и ссадины, исчезли головные боли [4], сон [5] нормализовался, каждый из нас потерял в весе до десяти килограммов. Поскольку мы ежедневно по десять часов несли тяжелые рюкзаки, мышцы спины окрепли, остеохондроз отступил.

Минеральная вода в виде ванн и питья (до двух литров в день) насытила организм необходимыми минеральными веществами, благодаря чему нормализовались обменные процессы.

Горный воздух, ледниковая вода, протекающая по берегам из чистого кремния, баня каждые три дня полностью очистили организм. Ягоды жимолости, смородины, калины, брусники с чаем из собранных тут же трав насытили организм витаминами, а каши из овсяной крупы с орехами и изюмом поставляли необходимые аминокислоты.

Вернувшись в Москву, мы почувствовали, что омолодились и стали абсолютно здоровы: нормализовалось артериальное давление, прошли головные боли, остеохондроз отступил, сон [6] стал крепким и глубоким.

Прекратились сердечные боли, не беспокоили желудок, кишечник и геморрой. Пропало раз и навсегда желание употреблять табак и алкоголь. В походе у нас ни сигарет, ни спиртного не было, и привычки отпали сами собой.

Пешком мы сумели преодолеть четыре горных перевала и более двухсот километров по глухой тайге. Действительно, немногие в таком возрасте отважатся на рискованное путешествие, где без подробной карты и умения ее читать можно заблудиться так, что уже не выберешься.

Но самое главное, очки мы теперь носим главным образом в кармане и пользуемся ими только для чтения, а это уже победа. Опыт нашего путешествия позволил сделать вывод: здоровье зависит только от нас самих.

Я после этого путешествия изменил образ жизни: зимой стал много ходить на лыжах – по 20-30 км два раза в неделю, весной и летом – ездить на велосипеде, пью много минеральной воды, мало ем, полюбил натуральную пищу почти без мяса, вечером принимаю ванны с морской солью. На здоровье больше не жалуюсь.