Всегда ли надо читать?. Методики. Авторские методики. Франц Лёзер. Цепочка опор.

Собрание началось. Докладчик направляется к трибуне, достает текст своей речи и начинает читать. На слушателей он почти не смотрит, так как его глаза не могут оторваться от бумаги. Контакт с аудиторией не устанавливается, внимание слушателей рассеивается, в зале начинается шум. Докладчик замечает это и теряет уверенность. Его риторический запал пропадает, и внимание слушателей еще более снижается. Даже хороший доклад в подобных условиях имеет мало шансов на успех.

Причина такого рода неудач, с которыми вам, вероятно, не раз приходилось сталкиваться, заключается прежде всего в неспособности докладчика запомнить содержание доклада и обойтись без помощи записей. Если бы он свободно произносил свою речь, а не механически ее зачитывал, результат был бы совсем иной. Во время доклада он мог бы активно размышлять, обращаться к слушателям с замечаниями и учитывать их реакцию. И тогда аудитория внимательно слушала бы его выступление.

Способность быстро и точно запоминать длинные тексты и воспроизводить их по памяти, не упуская ни одной важной мысли и не путая их последовательности, – кто не хотел бы овладеть ею? Она нужна не только при выступлении с докладами, но и вообще при воспроизведении самых разнообразных логически связанных материалов. Эта способность играет огромную роль при запечатлении любой значительной по объему информации, которую вы воспринимаете на слух, при чтении или зрительных наблюдениях и которую требуется в дальнейшем свободно, не обращаясь к записям, воспроизвести. Вспомните о лекциях, об учебниках, содержание которых вы хотите освоить, об инструкциях, которые вы получаете при выполнении своих профессиональных или общественных обязанностей в устной или письменной форме и которые в дальнейшем должны кому-то передать, об экзаменах, требующих запоминания значительных текстовых материалов, и т. п. Для представителей ряда профессий, например для учителей, актеров, административных и партийных работников, лекторов, словом, для всех, кому приходится выступать перед слушателями, способность запоминать тексты большого объема особенно важна.

Метод сцепленных опор поможет вам развить эту способность.

Rambler's Top100