- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Память и треугольник судьбы. Станислав Мюллер.. Часть 1. Как в 2 раза улучшить память за 45 минут или введение в голографическую память.

Фоновые карты памяти

Предложенные Тони Бьюзеном мозговые (или умные) карты (mind map), безусловно, являются прорывом в техниках запоминания [1]. Но при всех неоспоримых достоинствах они проигрывают в том, что записываемые блоки информации опять-таки являются выдуманными, не опираются на реальную действительность, точнее они не связаны напрямую с конкретными воспоминаниями о конкретной реальности.

На своих занятиях я предлагаю (как один из способов запоминания текстовой информации) фоновые карты памяти [2].

Намного прочнее информация закрепляется, если рисовать карты памяти на конкретном, хорошо знакомом фоне. Например, взяв тусклую ксерокопию известного вам здания – школы, вуза, железнодорожного вокзала или вашего торгового центра, – разместите на ней запоминаемые блоки.

Каждый блок запоминаемой информации вы располагаете на определённом этаже или в определённом углу. При этом желательно иметь хотя бы некоторое представление о том, как эта часть здания выглядит снаружи и изнутри, что там располагается. Тогда тусклая ксерокопия на листе формата А3 или А4 позволяет создать фон, который, будучи реальным воспоминанием о реально виденном вами объекте, позволит очень прочно зафиксировать в памяти запоминаемую информацию. Естественно, при условии установления прочной логической связи запоминаемого материала и отдельных участков фона, на который мы и накладываем этот материал.

Другая, хорошо работающая разновидность этой техники, – размещение ключевых слов блоков текста не на фоновом изображении здания, а на фоновом изображении карты какого-либо участка знакомой части города. Это может быть вид сверху на ваш дом и пять – шесть домов рядом. Или изображение с высоты птичьего полёта школы или вуза, если дорисовать здания, располагающиеся вокруг. Можно просто пользоваться картой города, увеличив до довольно крупных размеров район, в котором вы свободно ориентируетесь.

Дальше всё делается аналогично вышеописанному алгоритму. Отдельные блоки информации увязываются со зданиями (углами, другими особенностями зданий) на этой карте. При этом ключевые слова вписываются ярким фломастером на те места карты, с которыми они логически увязываются.

Ещё одна разновидность фоновых карт памяти – рисование карты на схеме знакомой комнаты или вашей квартиры. Мы в данном случае соединяем метод Цицерона [3] и карты памяти, получая прекрасно работающий комбинированный метод.

Мне всегда нравится на одном из последних занятий давать метод дамской сумочки. Я прошу представительниц прекрасного пола дать мне на время сумочку, после чего мы начинаем мысленно размещать информацию непосредственно на поверхности и выступающих деталях – ручках, замочке, на всяких блямбочках, изгибах, сторонах, дне и так далее. Естественно, внутрь сумочки мы не заглядываем. В результате этого нехитрого упражнения участники тренинга осознают, что весь мир, все предметы вокруг них могут быть фоном для запоминания. Запоминание упрощается многократно.

Но опять-таки необходимо отметить, что это работает только тогда, когда память человека уже достаточно гибкая, воображение развито, ассоциативное мышление [4] натренировано. Бесполезно давать технику на первом занятии.

Тема дамской сумочки, как вы понимаете, здесь поднята с намёком на то, что фоном для фоновой карты памяти может быть любой реальный предмет, который вы хорошо помните. Лучше, если с ним у вас будут связаны приятные воспоминания, а не стрессовые.

Почему именно реальный? Об этом подробно говорится в главе об исследованиях Смирнова. Реальность – та основа, на которой в памяти в несколько раз лучше может закрепляться все, что требуется запомнить.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/4006

URLs in this post:

[1] запоминания: http://www.braintools.ru/article/722

[2] памяти: http://www.braintools.ru/article/4140

[3] метод Цицерона: http://www.braintools.ru/article/44

[4] мышление: http://www.braintools.ru/thinking

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100