- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить? Васильева Е. Е. Васильев В.Ю..

А как сосредоточиться в “экстремальных ситуациях”? Ведь не всегда есть возможность создать благоприятные условия!

Для начала давайте расшифруем, что мы имеем в виду под понятием “экстремальная ситуация”. Это ситуации, в которых нужно быстро сосредоточиться и запомнить нужную информацию. Перечислим некоторые “экстремальные ситуации”:

–    когда Вас торопят;

–          когда возникают сильные отвлекающие факторы;

–          когда Вас перебивают;

–          когда Вам представляют для знакомства сразу несколько человек;

–          когда Вас переполняют чувства (возбуждение [1], восторг, гнев и т.д.);

–          когда Вы поглощены какой-нибудь другой работой или погружены в размышления;

–          когда действуете на “автопилоте” (привычные или автоматизированные действия);

–          когда Вы находитесь в неподходящей обстановке, например, в спортивном зале и т.п.

Если Вы заметили, что в подобных ситуациях вы не можете создать благоприятные внешние условия, отвечающие вышеперечисленным требованиям, и не можете расслабиться, чтобы сосредоточиться, то важно научиться управлять своим вниманием [2]. А это вполне реально.

Значительное сосредоточение внимания, на каком бы то ни было объекте, отражается, прежде всего, на двигательной сфере. Человек делается неподвижным, “застывает на месте”. Все побочные движения, не относящиеся непосредственно к акту внимания, совершенно прекращаются или, по крайней мере, сводятся до минимума. Гальтон однажды во время скучной лекции наблюдал за слушателями, подсчитывая у них общее количество движений, какие только ему удавалось подметить. В моменты, когда лекция становилась интереснее, и слушатели делались внимательнее, общее количество движений уменьшалось приблизительно наполовину, а сами движения делались быстрыми и менее значительными.

Наряду с уменьшением общего числа мышечных сокращений замечается также усиленное напряжение тех мышечных групп, которые в данный момент способствуют акту внимания. Здесь нужно, впрочем, различать два вида внимания: внешнее и внутреннее; в первом случае объектом внимания является какое-нибудь внешнее восприятие [3] (или целый ряд их), во втором – свои собственные мысли, воспоминания, образы, созданные фантазией, и т.д. Физиологическое проявление внимания на каком-нибудь внешнем объекте выглядит так: человек поворачивает к нему голову или оборачивается всем телом и неподвижно фиксирует его своим взором. Глаза широко раскрыты, даже в том случае, если воспринимать приходится не зрительные, а какие-либо иные впечатления [4] (слуховые, осязательные и др.). Брови несколько приподняты, на лбу появляются складки. У некоторых лиц ноздри слегка раздуваются. В более резких случаях сосредоточения внимания, особенно пассивного, замечается также легкое раскрытие рта: нижняя челюсть несколько отвисает, так что нижняя губа отходит назад по сравнению с верхней. Это раскрытие рта некоторые (например, Генле) объясняют тем, что когда наше внимание поглощено внешними впечатлениями, то все мышцы тела, в том числе и жевательная, расслабляются,  и нижняя челюсть отвисает благодаря собственной тяжести. В пользу этого мнения говорит, по-видимому, тот факт, что при активном внимании губы, наоборот, плотно сжаты.

Мимика внутреннего внимания несколько отличается от внешнего. “Когда человек погружен в свои мысли… или, как говорят, находится в задумчивости, то он не хмурится, но глаза его представляют полную неопределенность выражения. Нижние веки обыкновенно приподняты и сморщены таким образом, как в случае, когда близорукий человек старается различить отдаленный предмет, а верхние круговые мускулы в то же время слегка сокращены”. “Глаза в это время не фиксируются на каком-либо предмете, а стало быть, и не всматриваются, как я воображал раньше, в некоторый отдаленный предмет. Зрительные линии обоих глаз часто даже становятся расходящимися между собою” (Ч.Дарвин). Мышцы тела представляются более или менее расслабленными, голова свешена на грудь или опирается на руку, общая поза – неподвижная, спокойная или слегка напряжена.

Есть одно психическое состояние, которое как по своим возбудителям, так и по физиологическим проявлениям стоит чрезвычайно близко к сильному сосредоточению внимания (внешнего). Это состояние удивления или изумления.

Итак, всё выше сказанное доказывает то, что сосредоточение сопровождается расслаблением тела и мышц лица.

Помните, мы еще раньше пришли к этому выводу? Т. е. чтобы сосредоточиться, необходимо расслабиться и успокоиться. Только тогда мы шли к расслаблению через создание благоприятных условий, сейчас же мы пойдем другим путем (!). Мы придумаем такие “хитрости”, чтобы переключить внимание с объекта переживаний на нейтральный объект, вызывающий у нас расслабление и успокоение. А потом уже в состоянии спокойствия можно будет вернуться к деятельности, требующей сосредоточения.

Самое интересное, что у каждого из нас уже есть свой “секрет сосредоточения”, только мы этого до сегодняшнего момента не осознавали. Вспомните, что обычно делают студенты перед дверью в экзаменационный кабинет. Они расслабляются и успокаиваются, каждый по-своему. Одни глубоко дышат, как бы выдыхая свое плохое настроение, и полностью переключаются на свое внутреннее состояние. Другие расслабляют мышцы лица, как бы снимая маску. Третьи отдают себе внутренний  самоприказ: “Сосредоточиться!”. Четвертые переключаются на какой-нибудь  другой предмет, например, начинают следить за секундной стрелкой часов или внимательно рассматривать туфли соседа, или глядят в окно на зеленую листву.  Пятые начинают  выполнять кропотливую, т.е. требующую особого  внимания деятельность, например женщины, наносят макияж или красят ногти, мужчины что-нибудь разбирают или вертят в руках. Шестые переключают свое внимание на  внутренний образ, представляя успокаивающий пейзаж или что-либо приятное. Седьмые начинают считать про себя. Восьмые читают молитву. Девятые вспоминают успокаивающую музыку или начинают про себя петь. Одним словом  все прибегают к маленьким “хитростям”, чтобы успокоиться и расслабиться.

Некоторые мне возразят, что есть разница между сложившимися ситуациями. В случае с экзаменом расслабиться нужно для того, чтобы вспомнить, а не запомнить. Действительно разница есть, но есть и общее. И процесс воспроизведения информации, и процесс запоминания [5] протекают при одинаковых начальных условиях расслабления-сосредоточения. Только каждый их этих процессов имеет свой механизм. Например, важной  составной частью запоминания является еще и создание интереса [6] (об этом мы поговорим ниже), интеллектуальная работа с материалом (рассмотрим подробно в следующей главе) и повторение [7] (рассмотрим в последней главе). А вот для воспроизведения достаточно расслабиться – сосредоточиться и в этом состоянии  вспомнить “ключ”, который “откроет дверь” к нужной информации (об этом тоже мы поговорим ниже, в следующих главах).

Зная это, почему бы нам не воспользоваться перед запоминанием теми же “секретами сосредоточения”, которые мы используем для воспроизведения?! Причем практически у каждого эти “хитрости” уже отработаны, бери их, да используй себе на здоровье! Если же у вас нет “секретов сосредоточения”, то просто необходимо их создать.

Но ведь мало расслабиться-сосредоточиться, нужно еще и поддерживать сосредоточение, управлять своим вниманием. (Давайте запомним эту мысль!) Понаблюдайте, в каких условиях работают студенты. Шум, гам, стук, громкие разговоры, а они читают, пишут… А.А. Любищев мог не только читать, но и писать во время поездок в транспорте. И.И. Соллертинский в трамвае за несколько остановок прочитал “Петра Первого” А. Толстого.

Все эти примеры говорят о том, что можно управлять своим вниманием в экстремальных ситуациях. Для этого необходимо тренироваться, прибегая к сильным раздражителям. Например, вы терпеть не можете какое-то музыкальное произведение. Оно вас раздражает, нервирует, вы не хотите его слушать. Конечно, вы можете выключить источник этой музыки. Но музыку слушают другие, она им нравится. И тогда вы пересиливаете себя, заставляете себя заниматься дальше, т. е. прибегаете к волевым усилиям. Постепенно вы привыкаете работать при сильных помехах, не замечая их.

Итак, не бойтесь нормальных помех, подчиняйте их своей власти. Они могут быть друзьями и врагами. Но в наших силах превратить помехи-враги в помехи-друзья. Надо лишь потренироваться, и помнить, что иногда невнимательность – это признак переутомления, высокой тревожности или низкой мотивации [8]. О чем мы говорили уже в разделе о создании благоприятных внутренних условий. Что же касается мотивации [9], то этот не менее важный вопрос мы рассмотрим ниже.

А теперь подытожим все сказанное в этой главе. Важным этапом процесса запоминания является подготовка к запоминанию – “настроенность на материал”, у которого пока мы выделили две составляющие: интерес и сосредоточение. Выше мы отвечали на вопрос как сосредоточиться в разных условиях. А вопрос о создании интереса остался до сих пор не  раскрытым, поэтому сейчас мы остановимся на нем.

Итак, чтобы “настроиться на материал” нужно заинтересоваться и сосредоточиться. И действительно, когда нам интересно, то мы сосредотачиваемся без всяких усилий с нашей стороны, как-то само собой. Вопрос только в том, как научиться управлять своим интересом. И, если мы на него ответим, то, значит, будем иметь “ключ” к запоминанию.

Обратимся к опыту [10] “интересных” учителей. Как они “подают” скучный материал, умудряясь поддерживать наше внимание и создавать интерес? Прежде всего, эти учителя оживлены и деятельны, любят свой предмет и “заражают” этой любовью учеников. Кроме того, они находчивы и умеют ловко вмешаться в ход ассоциаций своих учеников, находя связи интересного с неинтересным. В рассказе “интересных учителей” много сопоставлений, анекдотов и воспоминаний. Такие учителя могут создать интерес даже при помощи неинтересного материала, просто связав «старое» (известное) с «новым» (неизвестным).

Мы тоже можем воспользоваться их секретами. Для начала  мы можем научиться связывать «старое» с «новым», опираясь на свой личный опыт и поддерживая тем самым интерес. У. Джемс писал: “Максимум внимания получается тогда, когда новое со старым объединяются в нашем духе в одну гармоническую систему. Замечательно, что само по себе ни старое, ни новое не бывает интересным: абсолютно старое прошло, а абсолютно новое вовсе не затрагивает нас. Наше внимание привлекается старым в новом – старым в несколько новой обстановке”. Действительно, никто не захотел бы слушать о предмете, совершенно не связанном с нашими прежними знаниями, но всем нам интересно, когда мы немного знаем о предмете, который раскрывает нам свои новые стороны, дополняя старые знания. Например, мало кто из школьников захотел бы слушать курс “Теоретической механики”, потому что они ничего не знают об этом предмете. А вот у студентов-второкурсников физического факультета этот курс может вызвать интерес, т.к. у них уже есть знания, связанные с этой тематикой. Вывод здесь очевиден, чтобы вызвать интерес к предмету, нужно что-то уже знать о нем и активно сопоставлять старое с новым.

Следующим секретом “любимых” учителей является то, что они могут искусно связывать интересное с неинтересным. Как писал тот же У. Джемс: “Всякий предмет, не интересный нам сам по себе, может стать интересным, если он ассоциируется [11] с каким-либо предметом, который уже возбуждает интерес”. Значит, чтобы скучный предмет стал интересным, его нужно связать с чем-то интересным.

Например, мы увлекаемся коллекционированием почтовых марок, а нам нужно запомнить параграф “Химическая промышленность”, который не вызывает у нас никакого интереса. Что мы будем делать в этом случае? Мы начнем рассуждать на интересную для нас тему “Почтовых марок”, пытаясь найти  ее связь с темой “Химическая промышленность”.

–    Итак, из чего сделаны марки?

–          Из бумаги.

–          Как изготавливают бумагу?

–          При помощи химической обработки дерева.

–          Ага! Химическая обработка дерева связана с химической промышленностью!

–          Значит марки связаны с химической промышленностью! Как интересно!

Возможен другой вариант рассуждений:

–          Что мне нравится в марках?

–          Конечно, яркие картинки, особенно та, на которой изображено…

–          А как это изображение попало на марку?

–          Его нарисовали красками.

–          Эврика! Нашел связь! Краски изготавливают где?

–          На химическом заводе!

–          А химический завод относится к химической промышленности!

–          Как здорово, даже дух захватывает, оказывается, химическая промышленность связана с моей любимой маркой! Интересно, и как изготавливают краски?..

Есть и другие способы вызвать интерес. “Всякий, кто говорит об интересе, неизбежно говорит и о внимании, так как сказать, что тот или другой предмет интересен, все равно, что сказать, что он возбуждает внимание”, – писал У.Джемс. И это действительно так,   давайте вспомним, что делает малыш с новенькой игрушкой, вдоволь с ней наигравшись? Правильно, он ее ломает. Ему интересно, из чего она состоит, что там внутри. И это не хулиганство, а как сказал В.Куринский: “…генетическое любопытство, порождаемое природой, вечно совершенствующейся Сущностью”. Раньше у ребенка была одна игрушка, а теперь вон сколько! Таким образом, дробя объекты, малыш возбуждает внимание и поддерживает интерес. Значит, и мы можем воспользоваться этим же приемом, т.е. дробить материал.

И работать нужно следующим образом. Обозначим первую часть текста буквой “А”, вторую – “Б”, третью – “С”, четвертую – “Д” и т.д. Можно, после первого знакомства с текстом (об этом поговорим подробнее ниже) выделить начало – первую часть, конец – вторую часть и т.д. последовательно.  Теперь начинаем читать выборочно то первую часть, то третью, то десятую и т.д. “Поиграв” таким образом, с текстом, вы неожиданно поймаете себя на мысли, что вам хочется опять прочитать все целиком, от начала и до конца. Появляется интерес к процессу чтения. И самое любопытное то, что вам не просто хочется еще раз прочитать, вам хочется… учиться!

Теперь, давайте вспомним случай, когда вы заставляли себя читать скучный учебник, а спустя некоторое время чтение вас захватывало, появлялся интерес. Уже не нужно было заставлять себя сосредоточиться, а процесс изучения проходил легко, без особого напряжения вашей воли. Это так называемое «послепроизвольное внимание», которое возникает тогда, когда наступает раскованность, внутреннее удовлетворение от сознания выполнения поставленных задач,  и его можно охарактеризовать словом “хочется”. Но начиналось-то все с приложения усилий, с произвольного внимания, которое характеризуется словом “надо”. Значит, интерес можно вызвать, осознав необходимость материала и приложив поначалу волевые усилия.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/4215

URLs in this post:

[1] возбуждение: http://www.braintools.ru/article/9158

[2] вниманием: http://www.braintools.ru/article/7595

[3] восприятие: http://www.braintools.ru/article/7534

[4] впечатления: http://www.braintools.ru/article/2012

[5] запоминания: http://www.braintools.ru/article/722

[6] интереса: http://www.braintools.ru/article/4220

[7] повторение: http://www.braintools.ru/article/4012

[8] мотивации: http://www.braintools.ru/article/9537

[9] мотивации: http://www.braintools.ru/article/9384

[10] опыту: http://www.braintools.ru/article/6952

[11] ассоциируется: http://www.braintools.ru/article/621

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100