- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить? Васильева Е. Е. Васильев В.Ю..

Установка: “Запомнить и вспомнить!”

Пункт 7. Установка “Запомнить и вспомнить!”

Установка может влиять не только на факт запоминания [1], но и на длительность запоминания. Различные установки как бы включают запоминаемый материал в различные контексты, закрепляют его в разных системах, из которых одни охватывают более или менее кратковременные этапы (Помнить материал до завтрашнего дня или до сдачи экзамена.), а другие – целые эпохи в жизни человека (Помнить всю жизнь!).

В опытах Ааля учащимся предлагалось заучить два одинаковых по трудности отрывка, причем было сказано, какой текст они должны будут воспроизвести на следующий день и какой – через неделю. Под различными предлогами проверка воспроизведения обоих отрывков была отложена на две недели. При проверке оказалось, что второй отрывок, в отношении которого экспериментатор создал установку на длительное запоминание, был воспроизведен лучше.

Значит, перед запоминанием любого материала нужно создать установку на длительность хранения. Например, перед запоминанием порции иностранных слов постарайтесь убедить себя и искренне поверить, что язык вы учите, чтобы помнить всю жизнь!!!

Очень часто люди жалуются на свою память [2], когда не могут что-то вспомнить. Дело тут не в памяти, она практически у всех нас замечательная, только мы не умеем с ней разговаривать на одном языке. Как сказал И. А. Корсаков: “На самом-то деле память становится плохой оттого, что запоминание и воспроизведение оказались оторванными друг от друга”. Это значит, что программа запоминания должна строиться в зависимости от предстоящего воспроизведения.

Давайте вернемся к началу разговора о том, как запомнить и вспомнить материал, так называемому алгоритму психологической подготовки к запоминанию. Мы рассмотрели уже 6 пунктов и ни разу не заикнулись о воспроизведении материала. Хотя, если повнимательнее всмотреться, то можно заметить, что сформулированная нами цель запоминания уже ориентирована на предстоящее воспроизведение. Ведь как мы ставили конкретную цель запоминания? Отвечали на следующие вопросы:

  • Стоит ли запоминать этот материал?
  • Что конкретно нужно запомнить?
  • Запоминать целиком или отдельные части?
  • Какова сложность материала?
  • Каков объем запоминаемого материала?
  • Сколько времени потребуется на запоминание?
  • Когда лучше запоминать: сейчас или отложить на время?
  • Зачем? Для чего нужно запомнить этот материал?
  • Как, в каком виде его нужно запомнить?
  • Какие методы нужно применить, чтобы запомнить?

Например, для того, чтобы конкретно (а не в общих чертах) ответить на вопрос: “Зачем? Для чего нужно запомнить этот материал?” необходимо представить ситуацию, в которой этот запомненный материал понадобится, т.е. где его нужно будет вспомнить. Если отвечать на другой вопрос: “Как, в каком виде его нужно запомнить?”, то опять же необходимо представить ситуацию и как, каким образом вы воспроизводите этот материал. Если цель – запомнить материал, чтобы успешно сдать экзамен, то вы невольно представите экзаменационную ситуацию. Только для программы воспроизведения этого мало, нужно не просто представить ситуацию, но и эмоционально пережить ее, просто физически ощущая, как вы берете билет, успешно отвечаете и получаете отличную оценку. Кроме того, важно позаботиться о ключе к воспроизведению” запоминаемой сейчас информации, т.е. запомнить дополнительную, на первый взгляд ненужную информацию, которая поможет в последствии вспомнить материал в любое время по вашему желанию. Этим “ключом” являются побочные обстоятельства (в момент запоминания: места, времени, обстановки…), “поскольку в ассоциации [3] с запомненной информацией они содержат в себе и знание той полки, на которой хранится информация, и путь  к ней” и методы мнемотехники.

Итак, чтобы вспомнить материал, нужно перед запоминанием в деталях представить ситуацию воспроизведения и ответить на вопросы: “Что? Где? Когда? Как, в каком виде нужно вспомнить?”. Ответы на эти вопросы сформируют установки: на воспроизведение, на длительность хранения материала, на вид воспроизведения материала. Еще одним положительным моментом выполнения этой процедуры перед запоминанием является то, что вы представляете себя уже обладающим этими знаниями, представляете свой успех, а значит, уверенны в положительном результате запоминания и воспроизведения, что непременно и произойдет. “Настраиваясь, таким образом, и на запоминание, и на воспроизведение” вы становитесь уверенным в себе [4] человеком, что очень важно для достижения высоких результатов в любой деятельности.

А как же быть с “ключом к воспроизведению”? “Ключ к воспроизведению” формируется в процессе запоминания, т.е. в процессе запоминания материала вы неосознанно запоминаете свои ощущения и эмоции [5], вызываемые материалом, место, где работаете, обстановку, время, свое настроение и т.п. Именно эти неуловимые “крючочки” фиксирует память, именно они служат “намеком”, “подсказкой” для припоминания [6] нужной информации. Вспомните случай из своей жизни, когда вы увидели знакомое лицо в толпе, о чем вы думали? О том, где вы его уже встречали, в какой обстановке и ситуации! Еще один пример, когда вы что-то забываете, то возвращаетесь на то самое место, где об этом помнили. Это ли не “ключ к воспроизведению”!

К сожалению, не многие из нас могут пользоваться этими “ключами”, потому что не привыкли быть внимательными и наблюдательными к обстановке и деталям (мы ее просто не замечаем), процесс запоминания протекает без активного участия чувств и эмоций [7], а значит, и вспомнить его будет сложно. Как же быть в таком случае? – спросите вы, – нам нужно учиться и столько знать, а вспоминать [8] мы не умеем.

На наш взгляд, проблему с воспроизведением информации можно решить следующим образом:

  1. тренировать наблюдательность и учиться оставлять яркие впечатления [9] о ситуации, в которой вы запоминаете;
  2. активно работать над запоминаемым материалом, вызывая эмоции и чувства;
  3. применять методы мнемотехники.

Как это эффективнее сделать, мы подробнее расскажем в главе №5.

Еще одним важным моментом, мимо которого мы не можем пройти, является настрой на активную работу с материалом. Под словосочетанием “активная работа с материалом” мы имеем в виду процесс быстрого эмоционального и интеллектуального восприятия [10] материала. Рассмотрим подробнее это понятие.

Что значит быстрое восприятие материала? Вам, наверняка известно, что скорость мышления [11] в 4 раза выше нашей обычной скорости чтения. В.Леви приводит следующие данные: скорость мышления составляет 400 слов в минуту, а максимальная скорость чтения вслух максимум 180 слов в минуту. Обычная средняя скорость чтения составляет 100 – 140 слов в минуту. Из этого вполне очевидно, что можно повысить скорость чтения в 4 раза, на чем и основана программа “Скорочтение”. К тому же эти данные  свидетельствуют о том, что, повысив скорость восприятия информации, можно поддерживать максимальное сосредоточение на материале, а значит эффективнее его усваивать. Значит, чем выше скорость чтения, тем выше концентрация внимания [12], степень понимания и запоминания текста. Это и объясняет повышение коэффициента понимания текста при быстром чтении с 40% до 80%. (Следует отметить, что 70-80% – это базовый коэффициент усвоения   текста с одного прочтения.) Все эти факты наводят нас на мысль, что воспринимать информацию нужно быстро, а к этому необходимо специально подготовиться. Как это сделать мы сейчас и обсудим.

Прежде всего, перед началом восприятия материала нужно настроиться с помощью нескольких фраз: “ У меня мало времени, Я хочу думать очень быстро!” Можно даже представить, что Вас в соседней комнате ждет приятель, которого вы задерживаете. Но поговорить с ним Вы можете только после того, как выполните задание. Попробуйте это сделать и увидите, как эта надуманная ситуация действительно заставит вас работать быстрее.

Хронометрируйте свои умственные действия, сознательно подгоняйте себя!!! Стремитесь постоянно сжимать время! Научитесь “Торопиться не спеша!” Сформируйте новую черту характера – разумную торопливость, и вы заметите, как чтение станет приносить вам удовольствие, этот мучительный процесс превратился в приятную и эффективную интеллектуальную работу. Нужно заметить, что гораздо быстрее  это чувство времени и скорости вы научитесь вызывать с преподавателем программы “Скорочтение”.

Другим средством, помогающим настроить вас на быстрое восприятие информации является… гимнастика. Сделайте несколько быстрых движений, например, быстро-быстро присядьте, только так, чтобы это вас не утомило. И вы заметите, как информация будет быстрее восприниматься.

Что значит эмоциональное восприятие материала?

Наверняка вы заметили, что настроение сильно влияет на все мыслительные процессы. Если у вас плохое настроение, то “все валится из рук”. А если хорошее, то все получается легко и быстро. То же самое происходит и с чтением текста. Также мы не раз отмечали, как эмоции влияют на процесс запоминания информации. Значит, чтобы быстрее и эффективнее воспринимать и запоминать  материал, нужно научиться вызывать хорошее настроение и эмоции. Что касается хорошего настроения, то его не так легко вызвать, хотя и существует огромное количество разнообразных методик. А что касается эмоций, то вызвать их гораздо легче, причем, не имеет значения с каким знаком: “плюсом” или “минусом”.

Если вы представите, что книга написана только для вас вашим самым близким другом, то вызовите “положительные” эмоции. Тогда вы будете искать в тексте подтверждение своим мыслям и соглашаться с автором, произнося фразы: “Молодец! Я согласен! Как мне это нравится!”

Или другой вариант, автор книги – ваш злейший враг, в таком случае вы направите все свое внимание [13] на поиск ошибок и неточностей. При этом произносятся, обычно, следующие фразы: “Вот я тебя и поймал! А тут ты не прав! Ага, ошибся!”. Любой из этих вариантов способствует хорошему запоминанию информации и не имеет значения, какой из них вы выберете. Цели оправдывают средства!

Что значит интеллектуальное восприятие материала? Под этим понятием мы понимаем постановку вопросов в процессе чтения и одновременно с этим поиск ответов на них. В таком случае активизируются мыслительные процессы, даже если ваши предположения подтвердились или нет. Чтение текста из пассивного превратится в процесс активный, творческий, с глубоким критическим анализом, что повысит продуктивность памяти. А вот как научиться задавать вопросы, мы подробнее поговорим в следующей книге о “Скорочтении”.

Итак, подводя итог всему сказанному выше можно заключить, что для быстрого и эффективного запоминания информации очень важен этап психологической подготовки.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/4250

URLs in this post:

[1] запоминания: http://www.braintools.ru/article/722

[2] память: http://www.braintools.ru/article/4140

[3] ассоциации: http://www.braintools.ru/article/621

[4] уверенным в себе: http://www.braintools.ru/article/4166

[5] эмоции: http://www.braintools.ru/article/9540

[6] припоминания: http://www.braintools.ru/article/353

[7] эмоций: http://www.braintools.ru/article/9387

[8] вспоминать: http://www.braintools.ru/article/3999

[9] впечатления: http://www.braintools.ru/article/2012

[10] восприятия: http://www.braintools.ru/article/7534

[11] мышления: http://www.braintools.ru/thinking

[12] концентрация внимания: http://www.braintools.ru/article/4384

[13] внимание: http://www.braintools.ru/article/7595

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100