3 этап – запоминание всей информации. Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить? Васильева Е. Е. Васильев В.Ю..

Итак, мы представили точную информацию в виде конкретных образов. Но, оказывается, этого недостаточно для запоминания. Дело в том, что наш мозг “настроен” на связь образов или ассоциацию. Предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга (по одиночке), а в связи друг с другом (по выражению Сеченова, “группами или рядами”). На эту особенность памяти обратили внимание довольно давно. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации (слово “ассоциация” означает “связь”, “соединение”), получили широкое распространение в психологии. Принципы эти таковы:

  1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ нашего школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную окраску.
  2. Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.
  3. Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а представив великана, мы можем вспомнить карлика (А.Г.Маклаков, 2002 г.).

Понятие ассоциации легло в основу так называемого ассоциативного эксперимента: испытуемому предъявляют слово и предлагают ответить на него как можно быстрее первым словом, которое придет ему в голову.

В юмористическом рассказе Карела Чапека “Эксперимент профессора Роусса” рассказывается о попытке практически использовать ассоциативный эксперимент для разоблачения человека по имени Суханек, подозреваемого в убийстве шофера, тело которого не нашли, но чей автомобиль со следами крови внутри был обнаружен в сарае арестованного Суханека. После того как профессор сообщил подозреваемому инструкцию (“Я не буду вас допрашивать. Я только буду произносить слова, а вы должны в ответ говорить первое слово, которое придет вам в голову. Итак, внимание! Стакан…”), эксперимент начался.

“ — Стакан, — повторил профессор Роусс.

— Пиво, — проворчал Суханек.

— Вот это другое дело, сказала знаменитость, — Теперь правильно.

Суханек подозрительно покосился на него. Не ловушка ли вся эта затея?

— Улица, — продолжал профессор.

— Телеги, нехотя отозвался Суханек.

— Надо побыстрей. Домик.

— Поле.

— Токарный станок.

— Латунь.

— Очень хорошо.

Суханек, видимо, уже ничего не имел против такой игры.

— Мамаша.

— Собака.

— Будка.

— Солдат.

— Артиллерист.

Перекличка становилась все быстрее. Суханека это забавляло. Похоже на игру в карты, и о чем только не вспомнишь!

— Дорога, — бросил ему Роусс в стремительном темпе.

— Шоссе.

— Прага.

— Бероун.

— Спрятать.

— Зарыть.

— Чистка.

— Пятна.

— Тряпка.

— Мешок.

— Лопата.

— Сад.

— Яма.

— Забор.

— Труп!

Молчание.

— Труп! – настойчиво повторил профессор. – Вы зарыли его под забором. Так?

— Ничего подобного я не говорил! – воскликнул Суханек.

— Вы зарыли его под забором у себя в саду, — решительно повторил Роусс. – Вы убили Чепелку по дороге в Бероун и вытерли кровь в машине мешком. Все ясно”.

страницы: 1 2

Rambler's Top100