- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить? Васильева Е. Е. Васильев В.Ю..

Принципы рационального повторения (по И.А. Корсакову)

Заметим, что основные приемы запоминания [1] могут быть разделены на две большие группы: методы, связанные с интеллектуальной работой над запоминаемым материалом, и методы, представляющие собой чисто мнемотехнические приемы, применяемые там, где материал не подлежит смысловому анализу или где требуется специальное заучивание терминов, фактов и т.п. Коль скоро с нерациональным повторением [2] многие, особенно зубрилки, знакомы и без нас, познакомьтесь с принципами рационального повторения информации.

1. Необходимо повторять информацию сразу же после ее восприятия [3] (например, прочтения), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

2. Промежутки времени между повторениями нужно по возможности  удлинять.

В первый день не обязательно “вгрызаться” в каждую запятую. Достаточно беглого, быстрого прочтения с элементарной целью не столько понять, сколько почувствовать, что вообще нам предстоит заучить. И главное, если вспомнить все, что ранее говорилось на тему повторения, то становится ясно, что дни, когда вы вовсе не обращаетесь к заучиваемому материалу, каким бы он ни был, может быть, даже важнее для его запоминания, чем “рабочие дни”.

В эти дни якобы безделья, хотите вы этого или нет, вы думаете, над чем работаете, у вас формируется отношение к заучиваемому материалу, а это, уверяем вас, самое главное в заучивании и есть.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом, при этом следует придерживаться строгого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. И еще: очень важно в этой ситуации буквально “пропитаться” установкой на определенную длительность хранения информации в доступном виде, чтобы экзамен не прошел по схеме – “прокукарекал, а там хоть и не рассветай”.

Эта схема рассчитана на повторение материала, усвоенного в течение семестра или учебного года, и не может быть применена в тех случаях, когда в процессе подготовки к экзаменам предмет заучивается впервые, поскольку в течение учебного года или семестра учащийся или студент не работал над ним. Практический опыт [4] показывает, что время, отведенное на подготовку к экзамену, не так уж редко используется не для повторения, обдумывания, организации и систематизации пройденного, а как раз для экстренного, да еще в стрессовой ситуации выучивания предмета. Чтобы повысить продуктивность этого процесса, в таких обстоятельствах учащиеся нередко беспощадно эксплуатируют свою память [5], не считаясь с возможностями и особенностями своего организма. Самое печальное, что кажущиеся успехи в усвоении знаний при этом – иллюзия, которая существует только при наличии особого эмоционального состояния в связи со сдачей экзаменов (могучий маркер). Исчезает эта часть программы воспроизведения, исчезают и знания, то есть становятся недоступными воспроизведению. Исчезают, потому что о ключе к их воспроизведению не позаботились. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее воспроизведения рекомендуем вам повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и еще раз на следующий день, через 24 часа. Главное, что для лучшего запоминания количество повторений должно выбираться с некоторым запасом.

4. Советуем применять комплексный учебный метод. Большие количества информации можно запоминать с помощью частного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой и т.п., обрекая, таким образом, заучиваемый материал на интерференцию с самим собой и прочие “радости”. Кроме того, в ситуации “шинковки” материала на самостоятельные, не связанные между собой по смыслу кусочки, то есть при использовании частичного учебного метода, информация дробится и вырывается из общего контекста, из, как правило, все-таки существующей общей логики заучиваемого рассказа, теоремы и чего угодно. Это формальное деление только по признаку объема (размера) того или иного запоминаемого фрагмента, лишь затрудняет запоминание и приводит к увеличению числа повторений.

В отличие от этого, при комплексном учебном методе вся информация, например текст, сначала запоминается целиком, в общем, пусть и не детально, как это в конце требуется, – и затем уже как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями материала и само их содержание в этом случае запоминаются куда быстрее и основательнее, а обязательное число повторений заметно сокращается. И все-таки при работе с большим по объему материалом трудно бывает хорошо запомнить текст как одно целое. Текст приходится запоминать частями. Но и в таком случае правильнее всего сначала быстренько “пробежать” весь текст целиком и лишь после этого разбить его на достаточно большие разделы, каждый из которых объединен одной темой и в каждом из которых намечена, осмыслена, пусть даже придумана тематическая ассоциация [6] с разделами последующими. В результате при первом воспроизведении повторяется уже заученная ранее часть и запоминается следующая. При втором – повторяются первые части и запоминаются следующие, и так далее до полной победы, победы куда более легкой, быстрой и впечатляющей, нежели при формальном зазубривании.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/4309

URLs in this post:

[1] запоминания: http://www.braintools.ru/article/722

[2] повторением: http://www.braintools.ru/article/4012

[3] восприятия: http://www.braintools.ru/article/7534

[4] опыт: http://www.braintools.ru/article/6952

[5] память: http://www.braintools.ru/article/4140

[6] ассоциация: http://www.braintools.ru/article/621

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100