- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Тренинг мозга. Вячеслав Мещеряков. Тренинг мозга.

Рецитация рефла — это борьба за пустоту и безмолвие

Итак, вы выбрали слово сообразно своим пристрастиям и руководствуясь собственными интересами. Это и есть ваш рефл, который будет вас неотступно сопровождать, станем вашим «щитом и мечом». Но автоматически, по мановению волшебной палочки этого не произойдет. Для того чтобы рефл по вашему желанию менял состояние вашего сознания для вашей же пользы, нужно с ним много и терпеливо работать. А это означает — совершать какие-либо конкретные действия. Если работа предполагается в уме, то действия будут умственные. Это — внутренняя работа, наиболее плодотворный и эффективный вид человеческой деятельности.

Самым простым умственным действием с рефлом является его многократное повторение [1] или, как говорят ученые, рецитация (в переводе с латинского — «повторение слов»).

Что это такое и для чего это нужно?

Еще в глубокой древности люди заметили, что особенностью обыденного сознания, то есть того его типа, которым пользуются все люди в своей повседневной жизни, является непрестанный процесс появления и исчезновения все новых и новых мыслей и чувств. Хотя в этих мыслях и чувствах в данный момент нет никакой необходи- мости и человек в них не нуждается. Эта важнейшая особенность человеческого сознания, о которой люди были осведомлены тысячи лет назад, до сих пор, как ни странно, не попала в поле зрения [2] современных нейрофизиологов и психологов.

Большую часть времени своего пребывания в обыденном состоянии человеческое сознание, как включённый двигатель у стоящего автомобиля, занимается выработкой [3] никчемных, пустопорожних мыслей, чувств и желаний.

Иное дело — решение какой-либо определенной жизненной или творческой задачи. Например, обеспечение перехода через проезжую часть улицы, заполненной движущимся автотранспортом. В этой ситуации функция внимания [4] изымает из вашей памяти [5] несколько программ конкретных действий, которые были заранее сконструированы мозгом [6] в процессе обучения [7], на основе вашего индивидуального опыта [8] и ваших знаний об опыте других людей. Эта же функция внимания производит селекцию, то есть выбор, наиболее
эффективной или оптимальной программы действий. После выбора наилучшей программы внимание же запускает ее в действие. Мозг дает команду органам восприятия [9], в основном зрению [10] и слуху, отслеживать текущую ситуацию на дороге. Для этого запускаются в работу соответствующие мышцы, обеспечивающие, например, поворот головы сначала налево, затем направо или — слежение за определенным, скорее всего ближайшим, автомобилем.

Одновременно с этим мозг приводит с состояние повышенного рабочего напряжения различные органы и системы тела. Повышается выработка адреналина, учащенно начинает работать сердце, увеличивается частота и глубина дыхания [11] и т. д. Организм готов к преодолению сложной жизненной ситуации!

Наконец, мозг дает команду мышцам ног — сделать один шаг, второй… Сознание во главе с функцией внимания все это время находится в напряжении. Оно каждое мгновение анализирует поступающую от органов восприятия информацию, сверяет ее с задействованной программой и отдает распоряжение другим отделам мозга о дальнейшем действии, о следующем шаге…

Такая цепь принятия осознанных решений на основании результатов предшествующих действий у нейрофизиологов называется биологической обратной связью. И руководит всеми осознанными действиями человека мозговая функция внимания.

Но вот вы успешно перешли дорогу. Опасность миновала. Мозг тотчас переводит организм из стрессового состояния в прежнее, менее напряженное. Ослабляется и внимание. Ему незачем и нечего пристально отслеживать и внимание начинает рассеиваться, ежесекундно перемещаясь с одного объекта на другой, подолгу ни на чем не останавливаясь.

Сознанию нечего делать, у него нет подходящей работы по сиюминутному жизнеобеспечению человека. Человек, его организм и тело, сейчас действуют в «неосознаваемом режиме», на «автомате». Но здоровое обыденное сознание пусто не бывает! И оно мгновенно заполняется роем случайных мыслей, всплывающих из памяти или проникающих из подсознания. Очень удачно подобную ситуацию с сознанием выразил современный поет, сказав: «Мои мысли — мои скакуны!». Подобное хаотическое, случайное мыслеобразование является своеобразной защитой обыденного сознания от его пустоты или, как иногда говорили наши предки, безмолвия.

Вспомните теперь, что Пустота или Безмолвие сознания являются непременным условием взаимодействия мозга с «иным миром»! Появление признаков «пустоты или безмолвия» — это один из показателей достижения особого состояния психики, известного под названием дхьяна, или созерцание [12], в котором только и возможен контакт мозга с невидимой частью природы.

Для чего мозгу нужно так активно и настойчиво защищать себя от пустоты сознания, пусть даже эта опустошенность неполная, частичная? — спросите вы. Ответ очевиден.

Мозг, находящийся в обыденном режиме, когда сознание решает или готовится решать повседневные задачи жизнеобеспечения человека во внешней среде, с помощью хаотического чувство- и мыслеобразования защищает себя от контактов с подсознанием, а также «иным миром». Не вовремя и не к месту пришедшая оттуда информация, не соответствующая текущей информации от органов восприятия, будет являться серьезной помехой для сиюминутного решения жизненно важных задач. И эта причинно-следственная связь: сознание не занято решением актуальной задачи — возбуждается процесс случайного чувство- и мыслеобразования, — в здоровом мозге действует автоматически, не подчиняясь неподготовленной воле человека.

Обучить сознание волевым усилием нарушать эту связь, приостанавливать на время ее действие посредством замены мыслительного и чувственного потока одной мыслью, и призвано такое простое действие, как рецитация любого вида рефла. Нарушение причинно-следственной связи в работе обыденного сознания немного приоткрывает дверь в «иной мир».


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/4363

URLs in this post:

[1] повторение: http://www.braintools.ru/article/4012

[2] поле зрения: http://www.braintools.ru/article/9711

[3] выработкой: http://www.braintools.ru/article/5568

[4] внимания: http://www.braintools.ru/article/7595

[5] памяти: http://www.braintools.ru/article/4140

[6] мозгом: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain

[7] обучения: http://www.braintools.ru/article/5125

[8] опыта: http://www.braintools.ru/article/6952

[9] восприятия: http://www.braintools.ru/article/7534

[10] зрению: http://www.braintools.ru/article/6238

[11] дыхания: http://www.braintools.ru/article/4500

[12] созерцание: http://www.braintools.ru/article/4334

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100