Сознание и его обитатели. Тренинг мозга. Вячеслав Мещеряков. Тренинг мозга. - страница 2

Второй или высший уровень сознания подразумевает существование физико-химических и электромагнитных процессов, обеспечивающих «выработку или формулирование суждений». Этот уровень можно назвать «интеллектуальной деятельностью сознания», «интеллектом» или «мышлением». Такой тип процессов включает в качестве составной части низший уровень и основывается на нем и, по сравнению с ним, охватывает больше отделов мозга и большее количество нервных клеток. Если человек в процессе тренинга мозга оказывает какое-либо влияние на низший уровень сознания, то, автоматически, это отражается и на высшем.

Таким образом, то, что мы называем сознанием, является возвышающейся над водой небольшой вершиной айсберга процессов физико-химической и электромагнитной природы. У этой вершины нет постоянного, раз и навсегда закрепленного за ней местоположения: процессы осознания происходят во многих частях и отделах мозга. Огромная подводная часть айсберга — это то, с чем у нас обычно, со времен психиатра З. Фрейда, ассоциируются понятия «бессознательное содержание психики» или «подсознание», то есть это физико-химические процессы не прошедшие этап перекодирования и поэтому не ставшие достоянием сознания.

Мыслительные явления, протекающие в мозге, характеризуются еще одной важной особенностью. Они являются продуктом двух типов реакции нервных клеток и их крупных групп — ансамблей, происходящих под влиянием физико-химических процессов. Это реакции возбуждения и торможения. Для нормальной работы мозга чрезвычайно важно сохранение равновесия, баланса этих процессов. Мозг устроен таким образом, что каждому процессу возбуждения должен соответствовать процесс торможения, который, в конце концов полностью гасит возникший очаг возбуждения. Если торможения в силу каких-либо нарушений не происходит вообще или оно протекает не в полной мере, в мозге остаются очаги возбуждения, проявляющиеся в сознании как психические расстройства, например, различного вида фобии.

Чем спонтанно и хаотично заполняется человеческое сознание? Это могут быть мысли, выраженные в вербальной, то есть в словесной форме. А также визуальные, тактильные, обонятельные и прочие образы, чувства и ощущения, возникающие как при работе органов восприятия, так и в нашем воображении. Генераторами процессов случайного мыслеобразования является память и бессознательные процессы, постоянно протекающие в мозге, но не всегда осознаваемые человеком, то есть не всегда «всплывающие» в сознании. Те же источники могут генерировать не только мысли, но и чувства, и их более интенсивные и сильные формы — эмоции. Беспричинные, не вызванные сиюминутными обстоятельствами беспокойство или раздражение, умиление или гнев, зависть или радость и многие другие, так хорошо знакомые каждому человеку чувства и эмоции — это еще один наполнитель пустот в расслабленном, отдыхающем от более важных дел, сознании.

Такому сознанию природой уготовано принять еще один балласт, не позволяющий насладится пустотой и безмолвием. Это — желания, генерируемые не физиологическими потребностями человека, а воображением.

Подстегнутые мечтами, чего только мы не желаем! Идя по улице, через витрину кафе увидели пьющего кофе человека, — и нам тоже захотелось чашечку кофе. Заметили на рекламном плакате белый теплоход в морских просторах, — и мгновенно вспыхивает желание: хочу в отпуск, на море! Ну а в магазины и заходить нельзя, — сразу же начинаем ощущать потребность то в одном, то в другом предмете.

А еще мы все постоянно мечтаем быть очень богатыми, очень здоровыми, очень всеми любимыми и очень, очень счастливыми. Но от таких желаний, которые сродни пустым мечтаниям, человеку никакого проку нет! Они только, как червь яблоко, подтачивают нашу психику. Они, являясь мечтательной разновидностью мыслей, нужны сознанию не более чем мешки с песком, которые берут с собой путешественники на воздушных шарах для того, чтобы сбросить этот балласт на определенном этапе полета.

И все эти вторичные наполнители сознания — мысли, желания и эмоции, вынужденно рождены мозгом, чтобы защитить себя от несанкционированного сознанием взаимодействия с «иным миром». Выполняя функции защитников, они очень часто порабощают своего господина. При слишком большой свободе любого из этих искусственных созданий, при недостаточной эффективности процессов их торможения, они могут трансформироваться в фобии, навязчивые идеи, психологические комплексы и другие малоприятные для любого человека психические явления. Они могут навязать своему хозяину невротический тип поведения или даже стать источником серьезного психического заболевания.

Рецитация рефла совместно с другим психофизическим действием, о котором будет сказано в следующей главе, вытесняет из сознания и заменяет собой весь этот легион случайно и хаотично рождающихся мыслей, желаний и эмоций. Причем, вытесняет не куда-нибудь в глубины подсознания, где те будут продолжать свою разрушительную работу над психикой, а попросту уничтожает, вымывает из разума. И происходит это под воздействием активизированных процессов торможения, восстановивших равновесие с процессами возбуждения.

Многократное или постоянное повторение рефла очищает сознание от назойливых и небезопасных защитников, принимая на себя функцию контролера за взаимодействием с «иным миром». Впрочем, этот контролер находится под управлением сознания и может по желанию человека быть выключен. Совсем не случайно несколько тысяч лет назад одним из предназначений слова арийские мудрецы стали считать «освобождение ума» от мыслительного и чувственного мусора, которым заполнена психика любого человека, и который не только препятствует проникновению в «иной мир», но и отрицательно влияет на здоровье человека.

страницы: 1 2

Rambler's Top100