- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Тренинг мозга. Вячеслав Мещеряков. Тренинг мозга.

Тренинг мозга и биологическая обратная связь

Не приходится сомневаться, что все сказанное о тренинге мозга [1], или брейнинге, нуждается в более глубоком изучении в научных и медицинских учреждениях разного профиля. Однако тысячелетний опыт [2] использования психофизических методов тренинга мозга [3] в различных условиях и разными людьми, свидетельствует об отсутствии к его применению противопоказаний. Ограничения к занятиям тренировкой внимания [4] могут касаться лишь людей с выраженными психозами и склонных к эпилепсии. Кроме того, людям, занимающимся психофизическим тренингом, следует резко ограничить, а еще лучше совсем отказаться от употребления каких бы то ни было спиртных напитков и, конечно же, ни в коем случае не употреблять наркотические вещества. Вполне возможно, что употребление алкоголя или наркотиков параллельно с тренировкой внимания может усилить абстинентный, то есть похмельный, синдром.

Разностороннее положительное воздействие на человека тренинга мозга подтверждается, например, широким распространением в последнее десятилетие терапевтических методов лечения различных заболеваний с использованием биологической обратной связи. Мы уже говорили о том, что в основе большинства таких методов также лежит тренинг мозга посредством концентрации внимания [5]. Несомненно, метод биологической обратной связи и аппаратуру для его реализации можно с успехом использовать не только для лечения, но и с целью тренировки внимания. Наверное, одним из первых к такому заключению пришел еще в середине 70-х  годов прошлого столетия индийский йог Сатьянанда Сарасвати, заявивший, что « обратная биологическая связь может обеспечить осмысленное, направленное применение медитации».

Наиболее показательным примером является метод лечения так называемого «синдрома дефицита внимания» (СДВ), с различными сопутствующими осложнениями: гиперактивностью, невнимательностью или импульсивностью.

Этот синдром находится как бы на другом полюсе представлений о внимании, которые мы развивали в этой книге. Мы исходили из того, что тренинг мозга, обсуждаемый в книге, будут использовать люди с нормально развитой функцией внимания, с целью ее дальнейшего развития. В действительности, треть, а может быть и половина взрослых людей во всем мире, страдают этим недугом, часто не зная об этом. Самая общая психологическая особенность таких людей — неудовлетворенность собственной жизнью.

По статистике около 15%, а по некоторым данным по России, до 30% детей школьного возраста страдают расстройством внимания. Среди взрослого населения некоторых социальных слоев нарушения внимания может встречаться чаще. Например, в американских тюрьмах более 80% отбывающих сроки наказания за совершенные преступления — это люди с СДВ.

Дети и подростки с СДВ отличаются невнимательностью, раздражительностью, импульсивностью. Как правило, они плохо учатся, многие из них не могут окончить среднюю школу. Их поведение [6] отличается от поведения [7] их здоровых сверстников в худшую сторону. Они легко отвлекаются от решаемых задач, не доводят до конца начатое дело, легко вовлекаются в буйные и опасные игры в школе и дома, склонны к правонарушениям. Например, они в семь раз чаще становятся причиной или участниками дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями. Вероятность того, что они в будущем станут наркоманами или алкоголиками у них в десять раз выше. Это дети, которых обычно называют трудными.

Половина детей с СДВ становятся наркоманами, алкоголиками и правонарушителями. Часто именно они начинают употреблять наркотики [8] и алкоголь в школьном возрасте. Они составляют особую группу риска, являются основным источником пополнения рядов наркоманов, алкоголиков, проституток и преступников.

Причины появления СДВ связаны с наследственными факторами, с родовыми травмами головного мозга, осложнениями после инфекционных заболеваний и т. д. Потребление наркотиков и алкоголя у таких людей является своеобразной защитной реакцией [9] от сбоев в функционировании мозговых механизмов, в частности, нормальной работы функции внимания. Это — неосознаваемая попытка самолечения. Попытка, безусловно, безрезультатная и чрезвычайно опасная как для самого человека, так и для общества в целом.

Однако мозг каждого человека, в том числе и ребенка, обладает потенциальной способностью ликвидировать нарушения внимания и восстанавливать нормальную работу своих функций.

Но происходит это только в том случае, если человек занимается специальными психофизическими упражнениями, тренингом мозга.

Это могут быть простые упражнения по тренировке внимания, известные тысячи лет и описанные в этой книге. Однако могут использоваться и методы, разработанные физиологами и медиками в последние годы с использованием компьютерного оборудования.

В процессе такого тренинга человек с помощью специальной аппаратуры, использующей принцип биологической обратной связи, самостоятельно корректирует, «подправляет» мозговые функции [10], добиваясь не только нормализации их работы, но и запоминания [11] мозгом оптимальных режимов функционирования.

Таким образом, происходит излечение человека любого возраста от СДВ и ликвидация или снижение патофизиологической потребности [12] в наркотиках, алкоголе или противоправных действиях.

В зарубежной психофизиологии этот метод в настоящее время считается наиболее эффективным и перспективным для «коррекции поведения» детей, в том числе с точки зрения [13] профилактики наркомании и алкоголизма [14]. Кроме того, его использование положительно сказывается на многих других сторонах личности ребенка. У прошедших курс психокоррекции улучшается успеваемость и поведение, они становятся более уравновешенными и спокойными, повышается их способность к общению со сверстниками и взрослыми. В западных государствах функционируют тысячи специализированных кабинетов по психокоррекции. Разрабатываются, принимаются к исполнению и финансируются крупные государственные программы. Так, например, мэрия Нью-Йорка приняла решение оборудовать школы города кабинетами психокоррекции поведения детей с нарушениями внимания. Методики, оборудование и программное обеспечение к нему было в свое время разработано Национальным агентством по исследованию космического пространства (НАСА), где оно используется для повышения эффективности функционирования сознания астронавтов.

Эти, частные на первый взгляд, факты, приводят, при их внимательном рассмотрении, к многозначительным выводам. Создается впечатление [15], что западная цивилизация, в частности, США, начинает не только осознавать свою деградацию, но и предпринимать конкретные меры к исправлению ситуации. То, что сейчас происходит на западе под названием «кампания по психокоррекции», является, по сути дела, первым шагом к созданию или воспитанию «нового человека».

Следует между тем заметить, что разработчики методов лечения СДВ, как в России, так и за рубежом, не вполне четко представляют себе, что нужно делать человеку со своим мозгом на сеансах тренинга с использованием аппаратуры биологической обратной связи. Это очевидно хотя бы с учетом того факта, что в научной литературе, посвященной СДВ, осмысленно не используются устойчивые словосочетания «тренировка внимания» или «концентрация внимания», отражающие сущность метода. Мое замечание справедливо также потому, что в методических пособиях по лечению СДВ пациентам вместо конкретной инструкции, например, «концентрируй внимание на таком-то объекте», предлагается выполнить неясные и расплывчатые указания типа: «…постараться осознать свое внутреннее состояние, ощущения в некоторые моменты…, запомнить это состояние, научиться воспроизводить его и удерживать…». Однако подобные недостатки современного и весьма эффективного метода тренировки внимания, являются «болезнью роста», они, несомненно, преходящи.

Раньше или позже, но физиологи осмыслят глубокие нейрофизиологические корни разработанного ими метода. И тогда с удивлением обнаружат, что они в современной форме воплотили метод, который известен человечеству и используется в различных культурах тысячи лет. Они изумятся, когда узнают, что та тема, по которой они сегодня пишут научные статьи и монографии, защищают диссертации, испокон веков называлась «методом приобретения духовности», «стяжанием Духовных даров», «самопознанием», и так далее и тому подобное.

Еще больше их поразит то, что они, как оказалось, занимаются научными исследованиями в фантастической до сего времени области сверхвозможностей человека. А это — всего лишь в шаге от новой физики, нового, более глубокого понимания основ миро- здания, новой цивилизации, от будущего Сверхчеловека.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/4553

URLs in this post:

[1] мозга: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain

[2] опыт: http://www.braintools.ru/article/6952

[3] тренинга мозга: http://www.braintools.ru/article/4549

[4] внимания: http://www.braintools.ru/article/7595

[5] концентрации внимания: http://www.braintools.ru/article/4384

[6] поведение: http://www.braintools.ru/article/9372

[7] поведения: http://www.braintools.ru/article/5593

[8] наркотики: http://www.braintools.ru/article/3452

[9] реакцией: http://www.braintools.ru/article/1549

[10] мозговые функции: http://www.braintools.ru/article/5033

[11] запоминания: http://www.braintools.ru/article/722

[12] потребности: http://www.braintools.ru/article/9534

[13] зрения: http://www.braintools.ru/article/6238

[14] алкоголизма: http://www.braintools.ru/article/3443

[15] впечатление: http://www.braintools.ru/article/2012

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100