- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Не рычите на собаку. О дрессировке животных и людей. Карен Прайор. Отучение.

Метод 1. “Убить зверя”

Это действует безотказно. С данным субъектом у вас наверняка больше не возникнет этой поведенческой проблемы. Фактически это широко распространенный и всеми признаваемый метод борьбы с собаками, загрызающими овец.

Метод 1 является высшей мерой наказания. Каковы бы ни были моральные или другие подтексты (аспекты) высшей меры наказания, но если казнить убийцу, он больше не совершит преступления. Методом 1 избавляются от поведения [1], временно или навсегда избавляясь от того, кто его совершает.

Увольнение служащего, развод с супругом, переселение в другую комнату от неряшливого соседа — все это метод 1.

С другими людьми могут возникнуть новые проблемы, но того субъекта, чьим поведением [2] вы сыты по горло, больше нет, и с ним исчезло данное поведение.

Метод 1 довольно жесток, но иногда вполне адекватен, когда проступок слишком велик для того, чтобы иметь продолжение и не представляется возможности для его легкого изменения. Допустим, например, что кто-то из ваших родителей, супруг (или ребенок) бьют вас. Некоторые находят из этого выход в реальном уничтожении того человека, и в крайних случаях самозащита может быть оправдана. Уход из дома — тоже разрешение проблемы методом 1, но более гуманное.

Однажды у меня была кошка, у которой появилась привычка прокрадываться по ночам в кухню и мочиться на конфорку плиты. Запах [3], когда на следующий день вы, ничего не подозревая, включали одну из этих конфорок, был совершенно невыносимым. Кошка могла свободно выходить на улицу, я никогда не поймала ее на месте преступления, а если конфорки закрывались, она мочилась на то, чем они были закрыты. Я не могла понять побуждающих ее причин, и в конце концов ее пришлось усыпить. Метод 1.

Существует много простых и широко распространенных модификаций метода 1: отправить ребенка в его комнату, когда он вмешивается в разговор взрослых; привязать собаку, чтобы она не гонялась за машинами; посадить того или иного человека в тюрьму на различный срок. Мы привыкли считать такие меры наказанием (Метод 2), и они могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться субъектом как наказание, но они являются приемами метода 1. В их основе лежит то, что они прекращают данное поведение, физически лишая субъекта возможности его осуществления или избавляясь от присутствия самого субъекта.

Самое важное, что нужно усвоить относительно метода 1., это то, что он ничему не учит субъекта. Не допустить того, чтобы субъект проявил данное поведение — с помощью изоляции, тюремного заключения, развода, казни на электрическом стуле, — не многому учит субъекта. Казалось бы, что человек, попавший в тюрьму за кражу, дважды подумает, прежде чем снова украсть, но мы знаем, что очень часто этого не происходит; мы можем быть уверены лишь в том, что он не стянет ваш телевизор, пока находится под замком.

Поведение не обязательно бывает рассудочным. Если оно уже сложилось как способ получения подкрепления [4], и если мотивация [5] и обстоятельства, вызывающие поведение присутствуют, то весьма вероятно, что оно проявится снова.

Пока субъект находится в изоляции, никакого переучивания в отношении данного поведения не происходит; нельзя изменить поведение, которое не осуществляется. Ребенок, запертый в своей комнате, может быть, чему-нибудь и научится (вероятно, обижаться и бояться вас), но при этом он не учится тому, как вступить в вежливый разговор. Отпустите собаку с привязи, и она тут же снова начнет гоняться за машинами.

Тем не менее у метода 1 есть своя роль. Часто он даст наиболее практичное решение вопроса, и не обязательно связан с жестокостью. Мы часто пользуемся своего рода временным лишением свободы, когда у нас нет времени обучать или наблюдать за субъектом; мы, например, сажаем детей в манеж, и в течение некоторого непродолжительного времени большинство детей не протестует против этого. Вице-президент американского клуба собаководства рассказывал мне, что пользуется проволочным вольером на кухне в своей квартире при выращивании дома щенков. Щенков надо научить когда и где оправляться, что достигается тем, что их выносят в подходящее место, прежде чем они сделают это, и вознаграждают за то, что они там оправились. Но невозможно следить за щенками постоянно. Этот кинолог помещает своих щенков в клетку на ночь, когда ему надо уйти или когда он занят; там они могут делать лужи безнаказанно. Они ничему не учатся, но и не делают луж на ковре. Положительное подкрепление может происходить только тогда, когда хозяин присутствует и может дать его, но метод 1 предотвращает неприятности лишением свободы.

Этот же владелец собак сажал на ночь в клетку, находящихся в доме трех взрослых терьеров, чтобы воспрепятствовать им вытворять то, что они никогда не делают днем: скулить под дверью спальни, грызть мебель, перевертывать корзины с мусором. Собаки совсем не обижались на это и весьма охотно отправлялись “в постель”. Возможно, собакам тоже надо отдохнуть от нас.

Примеры применения метода 1. “Убить зверя”.

Метод 1 в некотором смысле решает проблему, но его применимость в каждой данной ситуации относительна.

Поведение Метод воздействия:
Сосед по комнате повсюду разбрасывает грязные вещи Сменить соседа.
Собака на дворе лает всю ночь Убрать собаку (застрелить, продать и т. п.)
Дети слишком шумят в машине Пусть идут домой пешком. Пусть едут на автобусе. Поручить возить их кому-нибудь другому.
Супруг обычно возвращается домой в плохом настроении Развестись.
Неправильный удар при игре в теннис Прекратить играть в теннис.
Бастующий или ленивый служащий Уволить его.
Отвращение к благодарственным письмам Никогда не пишите благодарственных писем. Может быть, тогда люди перестанут посылать вам подарки.
Кошка влезает на кухонный стол Выставьте кошку за дверь, или избавьтесь от нее.
Грубый водитель автобуса вывел вас из себя Выйдите из автобуса и садитесь на следующий.
Взрослый отпрыск, который по вашему мнению должен жить самостоятельно, хочет снова поселиться вместе с вами Скажите “нет” и настаивайте на этом.

 


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/5641

URLs in this post:

[1] поведения: http://www.braintools.ru/article/9372

[2] поведением: http://www.braintools.ru/article/5593

[3] Запах: http://www.braintools.ru/article/9870

[4] подкрепления: http://www.braintools.ru/article/5528

[5] мотивация: http://www.braintools.ru/article/9537

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100