Что нового в мнемотехнике. Методики. Авторские методики. В. Козаренко. Джордано. Вводные статьи.

Если вы решили изучать технику запоминания и выбрали Систему запоминания «Джордано», то вы сделали правильный выбор. Система запоминания «Джордано» содержит максимально полную информацию о памяти и способах запоминания.

Несколько слов о Системе запоминания «Джордано»

До 1990 года мнемотехника существовала в виде разрозненных приемов, не имела теоретической базы, не объясняла механизмов памяти, книги о тренировке памяти описывали низкоэффективные приемы и содержали большое количество методических ошибок. Системы запоминания 16-го века были «системами Знаний» (что-то вроде энциклопедий), но не системами мнемотехники. Мнемотехника (как целостная система, как учебная дисциплина) ранее не существовала, о чем совершенно справедливо писал в книге «О памяти и мнемонике, 1903 г.» профессор Г.Челпанов, основатель и директор Московского психологического института (1912-1923). Вы лично можете убедиться в этом, просмотрев литературу о памяти и о мнемонике на этом сайте, а также на других сайтах (по ссылкам).

Система запоминания «Джордано», созданная в 1990 году — это первая мнемоническая система запоминания, имеющая теоретическое обоснование, собственный понятийный аппарат, унифицированный набор приемов запоминания, систему оценки сформированного в процессе обучения навыка запоминания. Наличие теоретической базы позволяет анализировать приемы запоминания на предмет их эффективности. В Системе изменены формулировки некоторых психологических понятий; даже такое привычное понятие, как «кратковременная память», в Системе отсутствует.

Самое главное в Системе запоминания «Джордано»

1. Это действительно Система запоминания, а не набор разрозненных приемов.

2. Система имеет всё необходимое для того, чтобы называться самостоятельной учебной дисциплиной. Методы запоминания гарантируют стопроцентную повторяемость результатов запоминания у разных людей.

3. В Системе запоминания «Джордано» объясняется механизм памяти человека и впервые дается теоретическое обоснование мнемотехники.

4. Из Системы «Джордано» исключены все низкоэффективные приемы запоминания, которые до сих пор кочуют по разным книгам о развитии памяти, авторы которых переписывают эти приемы из сомнительных книг о мнемонике столетней давности.

5. Система «Джордано» успешно выдержала проверку временем. Она существует с 1990 года, автор имеет большой опыт преподавательской и методической работы: на очных курсах в Москве мнемотехнике обучены сотни людей. Система широко распространилась, курсы мнемотехники с использованием элементов Системы «Джордано» читаются в разных городах России. Десятки преподавателей прошли стажировку у автора Системы. Элементы Системы можно встретить в современной популярной литературе о мнемотехнике.

6. В Системе «Джордано» в качестве основного метода запоминания используется принципиально НОВАЯ ТЕХНИКА, которая ранее не описывалась в литературе о мнемонике: прием образования ассоциации с выделением основы и элементов.

7. В Системе «Джордано» используются многоуровневые системы опорных образов, которые легко создаются из любых произвольных образов и могут достраиваться без ограничений по ходу запоминания информации.

8. Система «Джордано» не переписывает старые книги о мнемонике. Это совершенно новая Система, содержащая более ста новых понятий, гармонично включившая в себя ранее известные приемы запоминания.

Ниже вы можете ознакомиться с основными разделами Системы и с новыми понятиями, которые впервые введены в мнемотехнику в Системе запоминания «Джордано».

Раздел Системы запоминания

Впервые введено в Системе «Джордано»

  • Теория памяти (двухкомпонентная модель памяти).
  • Разделены понятия «память» и «запоминание».
  • Память — процесс образования связи между нервными клетками мозга.
  • Электрическая память — процесс синхронизации электрической активности в группе одновременно работающих нервных клеток.
  • Схема образования электрической связи.
  • Временные характеристики электрической памяти.
  • Информация для мозга — связь между нервными клетками (резонансная или синаптическая).
  • Объясняется реакция мозга на разные виды информации: образная, текстовая, знаковая.
  • Точная (знаковая) информация — информация, не вызывающая образного отклика в мозге.
  • Генерация информации — процесс создания информации по зафиксированным в мозге связям (припоминание).
  • Каналы воссоздающего воображения: канал пространственных операторов, канал рефлекторного преобразования слов в образы.
  • Объясняется механизм понимания и запоминания речи.
  • Теория мнемотехники
  • Смысл запоминания — последовательное соединение элементов информации.
  • Информационное сообщение (информация) — группа взаимосвязанных простейших элементов.
  • Ассоциация — группа соединенных зрительных образов, обозначающих элементы одного информационного сообщения.
  • Основа ассоциации (большой образ) — главная часть информации.
  • Элементы ассоциации (средние образы) — другие части информации.
  • Основной способ запоминания в Системе «Джордано» — образование ассоциации с выделением основы и элементов.
  • Навык запоминания (коэффициент увеличения способности запоминания).
  • Объем запоминания — количество элементов, запомненных за один раз, без перерыва.
  • Основная мыслительная операция, включающая процесс память — операция «Соединение образов».
  • Мыслительная операция «Выделение частей образа».
  • Относительные размеры образов (большие, средние, маленькие).
  • Способ образования искусственной ассоциации.
  • Три способа соединения двух образов в воображении.
  • Фиксированные образные коды.
  • Правила обращения с образными кодами:
    • образные коды должны быть неизменяемыми;
    • образные коды не должны повторяться;
    • образные коды не могут быть основой ассоциации;
    • образные коды нельзя соединять между собой и др.
  • Как регулировать процесс запоминания.
  • Эффект стирания связей.
  • Эффект сворачивания ассоциативных цепочек.
  • Эффект первого образа.
  • Эффект непосредственного припоминания.
  • Четыре этапа запоминания:
    • кодирование;
    • запоминание (образование связи);
    • запоминание последовательности;
    • закрепление связей в мозге.
  • Многоуровневые системы опорных образов.
  • Блок опорных образов.
  • Блок информации (группа однотипных сведений).
  • Нумерация произвольных образов образными кодами.
  • Повторение — процесс припоминания информации для её закрепления в мозге.
  • Изоляция образных кодов.
  • Контрольное припоминание.
  • Приемы, методы, техники запоминания — формулировки.
  • Разделены понятия «повторение» и «повторное восприятие».
  • Приемы запоминания (методы, техники)
  • Метод наводящих ассоциаций
  • Кодирование в образы знаков
  • Фонетические образные коды
  • Выделение отличительного признака, функции отличительного признака.
  • Составная (комбинированная) основа ассоциации.
  • Метод сжатия информации (обозначение отрывка текста зрительным образом).
  • Способы соединения двух образов.
  • Образование ассоциации.
  • Соединение нескольких ассоциаций (формирование информационного блока).
  • Прием свободных ассоциаций.
  • Выделение частей образа.
  • Прием «Матрешка».
  • Схема запоминание в алфавитном порядке.
  • Прием возврата.
  • Закрепленная последовательность образов.
  • Невидимые части образа.
  • Нумерация произвольных образов образными кодами.
  • Метод активного повторения:
    • просмотр опорных образов и основ ассоциаций;
    • повторение с полной расшифровкой;
    • повторение с прорисовкой и проговариванием.
  • Техника «Календарь».
  • Техника » Матрица».
  • Техника запоминания лиц, фотографий, иллюстраций.
  • Схема (техника) запоминания текстовой информации.
  • Уровни точности запоминания текстов.
  • Разные способы запоминания названий, терминов, понятий.
  • Прием мысленной прорисовки.
  • Визуализация формул на чертеже.
  • Запоминание структуры (иерархии) понятий.
  • Схема (техника) запоминания иностранных слов.
  • Техника последовательного запоминания коротких фраз на русском или иностранном языках.
  • Запоминание названий на иллюстрациях.
  • Мнемоплан (образный конспект лекции).
  • Схемы формирования систем опорных образов
  • Многоуровневые системы опорных образов, составляемые путем комбинации 10 приемов запоминания последовательности.
  • Наиболее используемые схемы в Системе «Джордано»:
  • четырехуровневый блок опорных образов (для долговременного запоминания):
    • метод Цицерона;
    • прием выделения частей образа;
    • закрепленная последовательность произвольных образов;
    • прием выделения частей образа;
  • двухуровневый блок опорных образов (для долговременного запоминания):
    • метод Цицерона;
    • выделение частей образа;
  • запоминание в алфавитном порядке (для долговременного запоминания):
    • образные коды букв;
    • закрепленная последовательность произвольных образов;
    • выделение невидимых частей образа;
  • для тренировки (временное запоминание):
    • метод Цицерона;
  • для тренировки (временное запоминание):
    • образные коды двузначных чисел;
    • прием свободных ассоциаций;
    • выделение частей образа.
  • Справочный раздел
  • Согласованная система образных кодов.
  • Образные коды трехзначных чисел для русского языка.
  • Словарь мнемотехники.
  • Систематизация приемов запоминания по этапам запоминания («Учебник мнемотехники», 2002).
  • Методика обучения
  • Система упражнений, в которую заложено практическое изучение всех положений Системы запоминания:
    • вводный курс «Интенсивный тренинг»;
    • базовый курс «Ваша первая база данных»;
    • курс «Техника запоминания иностранных слов и фраз»;
    • курс «Запоминание текстов»;
    • курс «Коды и пароли».
  • Метод заучивания образных кодов чисел.
  • Программа «Numbers training» — тренажер для заучивания образных кодов и запоминания числовой информации.
  • Контроль результата обучения
  • Навык запоминания (коэффициент увеличения способности запоминания по сравнению с нормой).
  • Методика проверки навыка запоминания (программа «Мастер запоминания»).
  • Методика проверки рефлекторного уровня запоминания (по скорости узнавания)
  • Контрольный тест в курсе «Ваша первая база данных» (проверка способности быстрого поиска информации в мозге без наводящих вопросов)
  • Нормативы скорости запоминания.
  • Методика составления контрольных работ по курсу «мнемотехника», расчет времени запоминания и количества запоминаемых образов при запоминании разнородной информации.

подробнее на сайте авторской методики http://mnemotexnika.narod.ru

Rambler's Top100