Искусственные ассоциации. Методики. Авторские методики. В. Козаренко. Джордано. Базовые понятия мнемотехники.

Искусственные ассоциации (также как и естественные) бывают одномодальными и разномодальными.

Под одномодальными ассоциациями мы будем понимать связи только между зрительными образами — связи, образованные в пределах зрительной анализаторной системы.

Под разномодальными ассоциациями в мнемотехнике подразумеваются связи между разными анализаторными системами. Как вы уже знаете, связь между разными анализаторными системами носит автоматический характер и называется рефлексом. Поэтому сознательно такие связи образуются при запоминании лишь некоторых видов информации: иностранных слов, знаков и образных кодов. Такие связи образуется путем сознательного «вывода» в сознание в один момент времени сигналов зрительного, речевого, двигательного анализаторов. Другие анализаторы (модальности) как правило не используются для сознательного запоминания.

Искусственная ассоциация — это искусственная связь. Каждый человек способен управлять процессом записи связи в мозг. Если речь идет о зрительных образах, то для включения процесса «память» достаточно соединить в воображении два или более зрительных образов. При этом происходит очень быстрая синхронизация электрической активности одновременно работающих нервных клеток, тех клеток, которые генерируют эти образы в ваше воображение. Время, необходимое для образования искусственной ассоциации равно времени фиксации связи в электрической памяти. Это примерно от 1 до 6 секунд.

Обратите внимание на то, что в искусственной ассоциации на самом деле нет ничего искусственного. Для запоминания используются естественный (и единственный) механизм быстрой фиксации связи. По существу, создавая связь между образами у себя в воображении, вы просто ИМИТИРУЕТЕ процесс естественного восприятия соединенных образов. Представляете их так, как будто раньше видели соединенными. Мозг оказывается «обманутым». Ведь вашему мозгу все равно: видите ли вы соединенные образы в реальности, или соединяете их в воображении. И в том и в другом случае сигнал поступает на вход зрительного анализатора. А наличие связи между разными контурами — это сигнал к запоминанию этой связи.

Для закрепления в памяти иностранных слов, знаков, образных кодов используются разномодальные искусственные ассоциации. Для образования связей между сигналами разных анализаторных систем, необходимо заставить работать эти анализаторные системы одновременно на протяжении примерно 3-4 дней. Так, представляя зрительный образ, необходимо одновременно называть его и мысленно прописывать запоминаемое слово.

Понятие «Искусственная ассоциация» — центральное понятие в мнемотехнике. В большинстве случаев для запоминания создаются связи только между зрительными образами.

Часто в литературе по тренировке памяти можно прочитать о логичных и нелогичных связях. Авторы пишут, что для лучшего запоминания следует создавать нелогичные связи. Эти авторы, по видимому, не совсем понимают значение слова «логика».

Как вы уже знаете, любая связь является логичной. Логика — это и есть связь: из одного следует другое.

Другое дело, ПРИВЫЧНЫЕ для нас связи, которые мы можем встретить между объектами окружающего нас мира, или НЕ ПРИВЫЧНЫЕ для нас связи — не встречающиеся в реальном мире. Примером привычной связи может быть бутерброд (хлеб с колбасой). Примером не привычной связи может быть яичница с гвоздями.

Связь может быть правильной (адекватной) или неправильной (ложной). Но это уже не относится к теме запоминания. Это относится к теме воспитания. Например, связь «Если кошка перешла дорогу, то будет неприятность» скорее всего, является ложной. Может быть, этот смысл подразумевают авторы, пишущие о логичных и нелогичных ассоциациях? Может быть, они понимают под словом «нелогичные» неправильные, ложные связи? Во всяком случае, они не утруждают себя дать определение слову «Логика», хотя бы в их понимании.

Для вашего мозга не играет абсолютно никакого значения характер образуемой связи. Зрительная анализаторная система выделяет и фиксирует связи. Есть связь — фиксируется. Нет связи — нечего запоминать.

Часто авторы книг по тренировке памяти пишут об эмоциях. Мол, чем эмоциональнее запоминаемый материал, тем лучше и быстрее он запоминается. Это неверно.

Когда вы будете запоминать последовательность ста чисел на время, вам некогда будет размышлять об эмоциях. Любые отвлечения от процесса образования связей будут резко снижать скорость и качество запоминания. Любые эмоции (читай — отвлечения внимания) следует подавлять при запоминании.

Забудьте о » логичных» и » нелогичных» связях, а также об эмоциях при запоминании — это предрассудки. Ваш мозг при запоминании интересуют только связи.

Rambler's Top100