- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Эдвард Де Боно. Водная логика.

Концепция и гибкость

Известен классический эксперимент, в котором студентам дали различные электродетали и предложили собрать цепь электрического звонка. Оказалось, что длины провода чуть-чуть не хватает. Большинство студентов заявили, что задача неразрешима, и потому не довели дело до конца. Несколько студентов использовали стержень отвертки вместо недостающего куска провода. Итак, большинство студентов искали «кусок провода». Находчивые же студенты работали на уровне концепции и искали «кусок металла».

Рис. 58. Постоянные переходы от уровня деталей к уровню концепции и обратно [1]

Рис. 58. Постоянные переходы от уровня деталей к уровню концепции и обратно

Способность работать на уровне концепции чрезвычайна важна в творчестве [2] и для мышления [3] в целом. Как показано на рис. 58, необходимо постоянно переходить от уровня деталей к уровню концепции и обратно. В результате мы переходим от одной идеи к другой. Это основа конструктивного мышления, поскольку иначе мы ограничены опытом [4] и тем, что пребывает в поле нашего зрения [5] в данный момент.

Рис. 59. Потокограмма. Процесс обучения

Рис. 59 иллюстрирует процесс обучения [6]. Можно научить кого-либо реагировать [7] на ситуацию А способом 1, на ситуацию В — способом 2 и на ситуацию С — способом 3. Обучение прошло успешно, и теперь эти люди знают, как им поступать. Однако если однажды произойдет А, а способ реагирования 1 применить невозможно, тогда человек окажется в серьезном тупике.

Однако если людей обучать, используя некую концепцию-функцию, которая позволяет связывать между собой ситуацию и реакцию на нее, тогда этот человек посмотрит и найдет другой способ реагирования, который позволяет выполнить требуемую функцию, как показано на рис. 60.

Рис. 60. Потокограмма. Способ реагирования [8]

Рис. 60. Потокограмма. Способ реагирования

По этой причине увеличение скорости обучения детей может являться ограничивающим фактором. Детей можно научить различным способам реагирования, но в ходе этого процесса можно упустить из виду развитие в мозге [9] ребенка концепций.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/7981

URLs in this post:

[1] Image: http://www.braintools.ru/wp-content/uploads/2011/05/ris58-potokogramma-perehod-ot-urovnya-detalei-k-urovnyu-koncepcii.png

[2] творчестве: http://www.braintools.ru/creation

[3] мышления: http://www.braintools.ru/thinking

[4] опытом: http://www.braintools.ru/article/6952

[5] зрения: http://www.braintools.ru/article/6238

[6] обучения: http://www.braintools.ru/article/5125

[7] реагировать: http://www.braintools.ru/article/1549

[8] Image: http://www.braintools.ru/wp-content/uploads/2011/05/ris60-potokogramma-sposob-reagirivaniya.png

[9] мозге: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100