Провокация. Эдвард Де Боно. Научите себя думать. Самоучитель по развитию мышления. ПРО. Каковы возможности?. Четыре основных метода. Творческий метод.

Вот мы и дошли до принципа провокации.  Он является основой нестандартного мышления и творчества.

Будучи самоорганизующейся системой, наш мозг образует модели или последовательности, также называемые путями, по которым и протекают все наши мыслительные процессы. В этом и состоит совершенство мозга, так как, не обладай он такой способностью, нам каждый раз пришлось бы заново разрабатывать мыслительный путь для самого простейшего действия.

Но от этих путей отходят боковые «дорожки», до которых нельзя добраться с главных путей. Получается что-то вроде системы одностороннего движения. Если бы «как-то» можно было продвинуться «в сторону» на одну из этих боковых «дорожек», тогда мы смогли бы без проблем вернуться обратно к тому, с чего начинали мыслить.

В этом состоит суть творчества. Именно поэтому все ценные творческие идеи кажутся логическими после того, как вы их узнали. На этом принципе основывается и юмор. В юмористической ситуации мы попадаем на боковую дорожку, но при этом нам четко указан «путь обратно», или вся логика юмористической ситуации.

Именно такое нетрадиционное движение по «боковым дорожкам» и породило термин «стороннее, или нестандартное, мышление». Вместо того чтобы еще усерднее пытаться продвинуться в том же направлении, мы двигаемся в сторону к новым идеям и по-новому воспринимаем ситуацию.

Но как же сделать этот шаг в сторону? Могут помочь вызов и желание что-то изменить, но не всегда их достаточно. Именно поэтому нам и нужна провокация. Провокация служит как бы точкой опоры, от которой мы отталкиваемся, чтобы двинуться в сторону от основного пути. Сойдя однажды с основного пути, мы начинаем осматриваться вокруг в поисках новых троп.

В реальной жизни вам нужно только сказать что-то, если на то есть своя причина. Сначала идет причина, а уже за ней следствие.

Применение приема провокации означает, что причина говорить что-то появляется только тогда, когда это уже сказано. Провокация наталкивает на полезные идеи, которые потом оправдывают использование самой провокации.

«ПРО: машины имеют квадратные колеса».

Это провокация. Такое утверждение абсолютно безосновательно исходя из наших привычных знаний о машинах и колесах. Однако эта провокация наталкивает нас на мысль об «интеллектуальной подвеске», которая может реагировать на изменения поверхности, позволяя шинам легко подстраиваться под изменения рельефа и обеспечивая плавное движение машины.

Я придумал слово «ПРО» много лет назад, чтобы оно сигнализировало, что это провокация. ПРО можно расшифровать как «Провокационная Операция». ПРО сигнализирует: «То, что последует дальше, будет явной провокацией».

Существует проблема загрязнения рек. Чем больше предприятий сливает свои отходы в реку, тем грязнее становится вода. Поэтому мы идем на провокацию.

«ПРО: предприятия должны сбрасывать свои отходы на своей же территории».

Это звучит абсолютно неправдоподобно. Как может предприятие сбрасывать отходы на своей территории? Но из этой, казалось бы, лишенной всякой логики провокационной идеи вытекает простое предложение — законом закрепить правило, по которому на предприятие должны поступать водные ресурсы, которые само же предприятие и выбросило до этого в виде отходов. Тогда каждое предприятие начнет заботиться о чистоте своих выбросов, так как они станут частью поступающих на него же ресурсов. Как мне сказали, это предложение уже закреплено законодательно в некоторых странах.

Традиционное мышление требует придерживаться правил логики. В творческом мышлении этого не требуется. Мы специально используем провокации, умышленно лишенные всякой логики.

Rambler's Top100