- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Эдвард Де Боно. Научите себя думать. Самоучитель по развитию мышления. Резюме.

Пять этапов мыслительного процесса

Ниже приводится резюме всех пяти этапов. Даются их ключевые моменты.

«Куда идти?»

В чем цель моих размышлений? Какой результат я хочу получить в конце? Этот этап очень важен. Обычно мы уделяем ему слишком мало внимания [1]. Нужно очень четко себе представлять, о чем мы размышляем и чего хотим добиться. Нужно уточнить и сформулировать цель. Стоит попытаться найти альтернативные определения этой же цели. Можно попытаться разбить цель на более мелкие части.

Существует два типа целей и точек концентрации. При традиционной концентрации  на цели мы определяем то, что хотим получить в конце. Это может быть решение проблемы, достижение установленной цели, выполнение задания или усовершенствование чего-то. При концентрации на области  мы просто определяем область, в которой будем искать новые идеи.

Всегда помните, что решение проблем и устранение дефектов являются лишь одним из аспектов мышления [2]. Мышление не ограничивается только решением проблем.

«Оглядимся»

Что мы видим? Что нужно искать? На этом этапе мы пытаемся найти и организовать нужным образом информацию, которая может понадобиться для наших размышлений. Иногда сфера поиска информации может быть очень-широкой, а в некоторых случаях ее нужно предельно сузить. Существуют рыбацкие вопросы,  когда мы точно не знаем, какой ответ нужно «выудить». Есть также и охотничьи вопросы,  на которые можно ответить либо «да», либо «нет», но мы знаем, в кого «целимся».

Иногда нужно предположить или угадать что-то, чтобы знать, в каком направлении нужно искать. Используйте свои догадки, но старайтесь не попасться в их ловушку и ограничиться только ими.

Чувства и ценности также важны на этом этапе. Как воспринимается эта идея различными людьми? С какой еще стороны можно взглянуть на проблему? Какие ценности затрагиваются? Различаются ли системы ценностей разных людей? Как думают различные люди?

ПРО «Выработаем различные варианты»

Это творческий, продуктивный и генерирующий этап мышления. Именно на этом этапе мы находим различные возможности. Именно этот этап соединяет цель мышления с результатом, который мы хотим получить. До него было пройдено два этапа, и остается пройти еще два этапа после него. Этот этап — связующее звено между тем, что имеется в начале, и тем, что получится в конце.

На этапе ПРО [3] могут применяться четыре основных метода работы:

1. Метод поиска стандартного решения.  При исполь-зовании этого метода мы пытаемся идентифицировать ситуацию, чтобы потом знать, что делать дальше и какую из уже заданного набора стандартных реакций [4] на подобного рода ситуацию применить. Это традиционный способ мышления.

2. Метод обобщения [5].  В этом методе мы соединяем начальный момент и желаемый результат с помощью широкой, «обобщенной» концепции, после чего эта концепция сужается до более частных идей, которые можно применить на практике. Частью этого метода является «веер концепций». В самом общем виде можно сказать, что мы возвращаемся обратно от того, чего хотим достигнуть, чтобы выдвинуть идеи, которые сможем применить на практике.

3. Творческий метод [6].  Суть этого метода — развить максимальное количество идей, а затем модифицировать их таким образом, чтобы они удовлетворяли наши нужды. Для этого существуют формальные приемы нестандартного мышления [7], такие как провокация и метод «Чистая случайность». Ядром творческого мышления [8] является «движение». Мы «двигаемся» вперед от провокационного предположения к вполне приемлемой идее.

4. Метод «Дизайн и объединение».  В этом методе требования и составляющие элементы выстраиваются в параллель, после чего мы разрабатываем путь движения вперед, чтобы получить список требований. Мы пытаемся собрать или объединить различные элементы, чтобы получить желаемый результат.

Цель этапа ПРО  — выдвинуть и предложить различные возможные варианты.

«Ну и каков же результат?»

Цель этапа ТАК [9]  — взять множество возможностей, выдвинутых на этапе ПРО , и сократить их количество до приемлемого для использования на практике.

На этом этапе существует стадия развития, на которой мы пытаемся укрепить и усовершенствовать идеи. Мы также стараемся устранить их дефекты.

Есть также стадия оценки,  на которой мы изучаем идею. Мы пытаемся найти ее достоинства и выгоду от ее использования, а также перечислить связанные с ней сложности и проблемы.

Затем идет стадия выбора.  У нас перед глазами есть несколько конкурирующих идей, и нам нужно выбрать одну из них. Можно использовать один метод, чтобы сократить количество вариантов, а затем прибегнуть к непосредственному сравнению.

На с  тадии принятия решения мы решаем, делаем мы что-  то или нет. Нужно рассмотреть рамки решения и трудности. Нужно рассмотреть также необходимость принятия решения. Также следует учесть возможный риск.

К концу этапа ТАК  у нас должна быть либо одна идея, которую мы хотим применить, либо совсем ничего.

«Поехали!»

Этап ПО [10]  сосредоточен на действии. Как осуществить выбранную идею? Каков план действий?

Здесь существуют стадии и второстепенные цели. Нужно также все проверить и проконтролировать.

Мы используем стандартные каналы, а для неясных моментов существуют ячейки «если».

Ключевым моментом действия является человеческий фактор.  Людей нужно убеждать. Идеи должны быть приняты. Нужны заинтересованность и мотивация [11]. Люди могут строить вам препятствия. Все это следует учесть.

Действие нужно также обеспечить энергией.  Где ее взять?

Проще

Еще более простое резюме может выглядеть так:

К: Куда я хочу прийти?

УЧ: Какой информацией я обладаю (и какие сведения мне нужны)?

ПРО: Как мне туда попасть?

ТАК: Какой из вариантов выбрать?

ПО: Как это осуществить?

Назад и вперед

Пять этапов мышления не существуют изолированно друг от друга. Перейдя от одного этапа к [12] другому, вы всегда можете вернуться назад.

Например, работая на этапе ПО, вы вдруг обнаруживаете, что вам не хватает информации. Тогда вы возвращаетесь к этапу УЧ [13]. Или вы вдруг решаете, что нужно уточнить задачу. Тогда вы возвращаетесь к этапу К.

Смотрите не переборщите с этими движениями назад-вперед, потому что так можно свести на нет все преимущества поэтапной системы. Вы вновь вернетесь к традиционному типу мышления, когда одна идея бессистемно сменяет другую, не придерживаясь никакой структуры.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/8828

URLs in this post:

[1] внимания: http://www.braintools.ru/article/7595

[2] мышления: http://www.braintools.ru/thinking

[3] этапе ПРО: http://www.braintools.ru/article/8636

[4] реакций: http://www.braintools.ru/article/1549

[5] Метод обобщения: http://www.braintools.ru/article/8659

[6] Творческий метод: http://www.braintools.ru/article/8668

[7] нестандартного мышления: http://www.braintools.ru/article/6971

[8] творческого мышления: http://www.braintools.ru/article/2703

[9] этапа ТАК: http://www.braintools.ru/article/8700

[10] Этап ПО: http://www.braintools.ru/article/8766

[11] мотивация: http://www.braintools.ru/article/9537

[12] этапа к: http://www.braintools.ru/article/8528

[13] этапу УЧ: http://www.braintools.ru/article/8611

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100