- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Физиология ВНД и сенсорных систем.

Основы теории рефлекторной деятельности

Основной структурной и функциональной единицей нервной систе­мы служит нервная клетка [1] со всеми своими отростками — нейрон, а основным механизмом деятельности нервной системы является реф­лекс. Рефлексом [2] называют реакцию [3] нервных центров [4] в ответ на раздражение рецепторов [5]. И. П. Павлов определяет рефлекс как «нервную связь агентов внешней среды, воспринимаемых рецепторами животного (и человека) с определенными деятельностями организма». В этом оп­ределении утверждается, во-первых, положение о единстве организма и внешней среды, во-вторых, положение об отражательной функции рефлекса —о том, что «первая причина всякого действия животных и человека лежит вне его» (И. М. Сеченов).

Понятием рефлекторной деятельности [6] охватываются низшая и высшая нервная деятельность [7]. Анатомическим субстратом низшей нервной деятельности являются: средний мозг [8], задний мозг [9] (мозжечок [10], варолиев мост), продолговатый мозг и спинной мозг [11]. Она заведует главным об­разом соотношением и интеграцией частей организма между собой. Эти формы рефлекторной деятельности частично освещены в предшествующих главах, где шла речь о вегетативной рефлекторной регуляции орга­нов пищеварения, сердечной и сосудистой деятельности, мочеобразования, процессов обмена веществ и т. д. В последующих главах описание низшей нервной деятельности будет дополнено соматическими рефлексами, благодаря которым осуществляются восприятие раздраже­ний внешнего мира и осуществление движений животных и человека.
Анатомическим субстратом высшей нервной деятельности — явля­ются кора полушарий голодного мозга и ближайшая к ней подкорка (полосатое тело, зрительные бугры, подбугорная область). Высшую» нервную деятельность составляют: 1) врожденные сложные формы по­ведения, называемые инстинкта-ми или сложнейшими безусловными рефлексами; 2) индивидуальная, приобретаемая в жизни каждого индиви­дуума высшая нервная деятельность — условные рефлексы.

Сложнейшие безусловные рефлексы обслуживают сложные формы деятельности организма: отыскивание пищи (пищевой инстинкт),, устранение от вредностей (оборонительный инстинкт), продолжение рода (половой и родительский инстинкты) и другие сложные формы врож­денной нервной деятельности. Эти сложнейшие рефлексы вызываются определенными, очень ограниченными в числе раздражителями [12], обеспе­чивают существование человека только в раннем детстве, при родитель­ском уходе и недостаточны для того, чтобы обусловить самостоятельное существование животных и человека. Приобретенные рефлекторные реакции — условные рефлексы — возникают «после рождения, в индивидуальной жизни животных и человека в зависимости от внешней среды и составляют постоянно видоизменяющийся под влиянием опыта [13] фонд индивидуальных рефлекторных реакций. Условные рефлексы приспособ­ляют инстинктивную деятельность организма к постоянно изменяющимся условиям внешней среды и обеспечивают все расширяющуюся и для человека безграничную возможность приспособления к внешнему миру и ориентировки в нем. В понятие условных рефлексов включаются и формы высшей нервной деятельности, присущие специально человеку. По И. П. Павлову, они составляют специально человеческое, высшее мышление [14], создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, наконец,, и науку — орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом. По мысли И. П. Павлова, мозг человека, который создавал и создает естествознание, сам становится, таким образом, объектом этого естествознания. Эти положения гениально предвидел еще И. М. Сеченов в своем сыгравшем значительную роль произведении: «Рефлексы головного мозга» (1863). Сеченов выдвинул тезис о том, что все формы нервной деятельности человека и его мышление являются рефлексами: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, — везде окончательным актом является мышечное движение». Обосновывая свои положения фактами современной ему физиологии, в частности открытыми им законами нервной деятельности (центрального торможения, суммации), И.М. Сеченов утверждал, что и мысль человека есть рефлекс, но только рефлекс с усеченным, заторможенным концом.

Экспериментальное обоснование гениального предвидения И. М. Сеченова дано И. П. Павловым в его учении об условных рефлексах, и в. частности в положениях о второй, специально человеческой сигнальной системе. Второй сигнальной системой, составляющей по сравнению с животными прибавку к общей для животных и человека первой сигнальной системе, является человеческая речь, словесная деятельность человека. Она внесла новый принцип в работу больших полушарий [15] — обусловила возможность отвлечения от непосредственной действительности путем широкого обобщения первых сигналов действительности, переживаемых нами как ощущения и представления о конкретных предметах и явлениях внешнего мира. Успех познавательной деятельности человека и его мышления закрепляется в речи и тем самым обеспечивает возможность широкого обмена опытом.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/8998

URLs in this post:

[1] нервная клетка: http://www.braintools.ru/article/9161

[2] Рефлексом: http://www.braintools.ru/article/9352

[3] реакцию: http://www.braintools.ru/article/1549

[4] нервных центров: http://www.braintools.ru/article/9225

[5] рецепторов: http://www.braintools.ru/article/9580

[6] рефлекторной деятельности: http://www.braintools.ru/article/9340

[7] высшая нервная деятельность: http://www.braintools.ru/article/8992

[8] средний мозг: http://www.braintools.ru/article/9204

[9] задний мозг: http://www.braintools.ru/article/3355

[10] мозжечок: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain/cerebellum

[11] спинной мозг: http://www.braintools.ru/article/9195

[12] раздражителями: http://www.braintools.ru/article/9158

[13] опыта: http://www.braintools.ru/article/6952

[14] мышление: http://www.braintools.ru/thinking

[15] больших полушарий: http://www.braintools.ru/article/3345

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100