- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Физиология ВНД и сенсорных систем.

Формы научения

Можно различить три основных типа научения [1]: выработку [2] реактивных форм поведения [3], выработку оперантного поведения [4] и когнитивное научение.

Выработка реактивных форм поведения сводится к тому, что мозг пассивно воспринимает внешние воздействия и это приводит к изменению существующих и формированию новых нервных связей.

Привыкание и сенсибилизация приводят к изменению реакции [5] «настораживания»: в случае привыкания она уменьшается, а при сенсибилизации усиливается. При импринтинге, характерном для некоторых видов животных, в мозгу детеныша формируется постоянный след, когда он воспринимает первый движущийся объект. Что касается условных рефлексов [6], то они вырабатываются тогда, когда безусловный стимул [7] (раздражитель) связывается с индифферентным стимулом; в этом случае последний начинает сам по себе вызывать рефлекторную реакцию, и его называют теперь условным стимулом.

Научение оперантным формам поведения происходит тогда, когда индивидуум осуществляет какие-то воздействия на окружающую среду, и в зависимости от результатов таких действий данное поведение закрепляется или отбрасывается.

Научение методом проб и ошибок состоит в том, что индивидуум повторяет действия, результаты которых доставляют ему удовлетворение, и отбрасывает остальные поведенческие реакции. Обучение [8] путем формирования реакций -это как бы систематическое применение метода проб и ошибок; индивидуума подводят к формированию окончательной поведенческой реакции, подкрепляя каждое действие, приближающее к желаемому конечному результату.

Подкреплением [9] называется такой раздражитель (или такое событие), предъявление или устранение которого повышает вероятность повторения [10] данной поведенческой реакции. Подкрепление называют положительным или отрицательным в зависимости от того, состоит ли оно в предъявлении или, наоборот, в устранении определенного стимула. При первичном подкреплении непосредственно удовлетворяется какая-то физиологическая потребность [11], а вторичные подкрепляющие факторы доставляют удовлетворение потому, что они ассоциируются с первичными (или другими вторичными).

Подкрепление (положительное или отрицательное) повышает вероятность повторения поведенческой реакции; напротив, наказание – это неприятное событие, всякий раз вызываемое данным поведением, и поэтому оно приводит к исчезновению такого поведения. Угасание состоит в постепенном прекращении поведенческой реакции в том случае, если за ней не следует безусловный раздражитель или подкрепляющий фактор.

При дифференцировке затормаживаются реакции на те стимулы, которые не сопровождаются безусловным раздражителем [12], или неподкрепляемые реакции, а сохраняются лишь те, которые подкрепляются; напротив, при генерализации поведенческую реакцию вызывает любой стимул, сходный с условным (или реакция возникает в любых ситуациях, сходных с той, в которой происходило подкрепление).

Научение путем наблюдения может сводиться к простому подражанию [13], а может быть и викарным научением; в последнем случае поведение модели воспроизводится в зависимости от тех последствий, которые оно для нее имело.

При когнитивных формах научения происходит оценка ситуации, в которой участвуют высшие психические процессы; при этом используется как прошлый опыт [14], так и анализ имеющихся возможностей, и в результате формируется оптимальное решение.

Латентное научение -это разновидность когнитивного научения, при которой в мозгу формируются когнитивные карты, отражающие значение различных стимулов и существующих между ними связей. При освоении сложных психомоторных навыков вырабатываются когнитивные стратегии, позволяющие программировать действия.

При научении путем инсайта решение проблемы приходит внезапно благодаря объединению опыта, накопленного памятью [15], и информации, поступающей извне. Научение путем рассуждений включает два этапа: на первом из них учитываются имеющиеся данные и связи между ними, а на втором формируются гипотезы, которые в дальнейшем проверяются, и в результате находится решение. При научении путем выработки понятий субъект вскрывает сходство между различными предметами, живыми существами, ситуациями или идеями и формирует абстрактное понятие, которое может распространяться на другие объекты со сходными чертами.

Научение тесно связано с созреванием организма. Созревание -это процесс, запрограммированный в генах, при котором все особи данного вида, пройдя ряд сходных последовательных этапов, достигают определенного уровня зрелости. Уровень этот может быть различным для разных органов и функций. Критические периоды – это такие периоды в развитии индивидуума, в которые легче осуществляются определенные виды научения.

При оценке эффективности научения следует в каждом конкретном случае учитывать целый ряд перцептивных и эмоциональных факторов, а также состояние сознания субъекта. Поэтому такая оценка редко отражает его фактические возможности. Кроме того, качество научения и его результаты тесно связаны с предшествующим опытом субъекта; перенос этого опыта может либо облегчить, либо замедлить выработку новых знаний или навыков.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/9088

URLs in this post:

[1] научения: http://www.braintools.ru/article/9503

[2] выработку: http://www.braintools.ru/article/5568

[3] поведения: http://www.braintools.ru/article/9372

[4] поведения: http://www.braintools.ru/article/5593

[5] реакции: http://www.braintools.ru/article/1549

[6] рефлексов: http://www.braintools.ru/article/8998

[7] стимул: http://www.braintools.ru/article/5596

[8] Обучение: http://www.braintools.ru/article/5125

[9] Подкреплением: http://www.braintools.ru/article/5528

[10] повторения: http://www.braintools.ru/article/4012

[11] потребность: http://www.braintools.ru/article/9534

[12] раздражителем: http://www.braintools.ru/article/9158

[13] подражанию: http://www.braintools.ru/article/5584

[14] опыт: http://www.braintools.ru/article/6952

[15] памятью: http://www.braintools.ru/article/4140

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100