Этапы формирования ВНД у детей. Информация. Физиология ВНД и сенсорных систем. Основы нейрофизиологии и ВНД.

В антенатальный период возможность выработки условных рефлексов не доказана. Даже у недоношенных детей условные рефлексы не вырабатываются в течение (примерно) срока недо­ношенности. Однако структура коры большого мозга достигает высокой дифференцировки уже к концу антенатального периода развития, что связано с ее интенсивным функционированием. За 2-3 мес до рождения плод, реагируя отчетливыми движениями на внезапное звуковое раздражение, при повторении звука постепен­но снижает двигательную реакцию, а затем и совершенно пре­кращает движения. Если же после этого дать другие раздражите­ли, в том числе и другие звуки, можно вновь наблюдать двига­тельную реакцию плода. Таким образом, во второй половине антенатального онтогенеза функции коры следует определять уже как ориентировочно-исследовательские, аналитические.

Неонатальный период (от рождения до 1 мес). К концу первой недели жизни у ребенка возникает условный рефлекс на время кормления. Так, при строгом режиме за 30 мин до кормления об­наруживаются лейкоцитоз и усиление газообмена, а затем ребе­нок просыпается. Мигательный условный рефлекс (условный раз­дражитель — яркий свет, безусловный — вибрация), двигательно-оборонительный на звук (безусловный стимул — электрокожное раздражение) также образуются в конце первой — начале второй недели жизни ребенка.

К концу второй недели жизни появляется условный сосатель­ный рефлекс на «положение кормления» (рефлекс Бехтерева -Шелованова). Условными раздражителями служат положение те­ла ребенка, типичное для кормления, а также тактильные, проприоцептивные и вестибулярные раздражения, которые возника­ют при предшествующем кормлению пеленании; подкреплением является кормление. Условный рефлекс проявляется в искатель­ных движениях головы, сосательных движениях и приоткрывании рта. К концу первого месяца жизни образуются условные рефлек­сы на обонятельные, вкусовые и звуковые раздражители; в начале второго месяца появляются условные рефлексы на кожно-тактильные раздражители, затем — на зрительные.

Условные рефлексы у новорожденных неустойчивы, выраба­тываются значительно труднее, чем в старшем возрасте ребенка. Внешнее безусловное торможение условных рефлексов проявляет­ся раньше, чем внутреннее (условное).

Грудной возраст (от 1 до 12 мес), У ребенка на 2-м месяце жизни возникает специфическая человеческая, социальная по сво­ей природе потребность общения со взрослым человеком. В этот период в связи с созреванием ЦНС и анализаторов, а также воз­действием внешней среды и окружающих ребенка лиц ВНД бурно развивается: быстро вырабатываются и становятся более проч­ными условные рефлексы, вырабатывается их внутреннее тормо­жение, появляются эмоции на окружающую обстановку и окру­жающих лиц, после 6 мес начинает развиваться речь.

К концу 1-го года или несколько позже, когда ребенок делает первые шаги, начинается очень важный этап познания окружаю­щей среды. Передвигаясь самостоятельно, натыкаясь на предме­ты, ощупывая их и даже пробуя на вкус, ребенок овладевает чув­ством трехмерности пространства, существенно дополняя свои зрительные и слуховые восприятия, вырабатывает важные навыки активного познания мира. На этом этапе нередко моторное раз­витие связано с речевым: чем увереннее передвигается ребенок, тем лучше он овладевает речью, хотя возможны и отклонения в виде диссоциации указанных функций.

Познавательная деятельность в возрасте 1-3 лет. На 2-м году жизни она нерасторжимо связана с мышечными ощущениями, получаемыми в результате манипулирования с предметом. Мышле­ние ребенка на первых этапах формируется как «мышление в дей­ствии».

На 2-м году жизни закладываются основы психической деятельности, идет подготовка к самостоятельному хождению, к речевой деятельности. Восприятие различных раздражителей, контакт с ок­ружающим миром имеют для них в этот период огромное значение. Дефицит раздражений, их монотонность заметно сказываются на дальнейшем психическом развитии. Существует мнение, что в этот период происходит так называемое первичное обучение, т.е. фор­мируются «нейронные ансамбли», которые в дальнейшем служат фундаментом для более сложных форм обучения.

В возрасте до 2-2,5 года ребенок, как правило, общителен, дружелюбен, легко вступает в контакт с незнакомыми, редко ис­пытывает чувство страха.

Поведение ребенка 2-го и 3-го годов жизни поражает бурной и настойчивой исследовательской деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, трогает его, ощупывает, толкает, пробует поднять. Ведущая роль принадлежит руке, поэтому необходимо обучение игровым навыкам (кубики, рисование), бытовым навы­кам (самостоятельное одевание, застегивание пуговиц, шнуровка ботинок и др.). В связи с тем что проекция кисти руки занимает огромную площадь в коре больших полушарий, активность и точность работы мышц руки являются предпосылкой активиза­ции корковых центров.

Постепенно у ребенка вырабатывается система адекватных действий с различными предметами: на стул он садится, ложкой ест, из чашки пьет. Если действия ребенка с предметом ограничить, его познавательная деятельность оказывается обедненной, при этом задерживается в своем развитии и мышление.

На 3-м году жизни в психологическом плане наблюдается до­вольно сформированное чувство «Л». У ребенка, уже овладевшего фразовой речью и имеющего хотя и небольшой, но свой собст­венный жизненный опыт, отмечается очень сильная тяга к само­стоятельности. Одним из последствий такого стремления является упрямство, не всегда понятное родителям. Это упрямство и свое­волие значительно возрастают, если родители пытаются ограни­чить самостоятельность ребенка. В этом возрастном периоде мо­гут наблюдаться различные невротические реакции психогенного и соматогенного характера.

В возрасте 3-5 лет совершенствуется условнорефлекторная деятельность, увеличивается число динамических стереотипов, ярко выражена игровая деятельность, что способствует развитию интеллекта. Для этого возраста типичны бурные проявления эмоции, которые, однако, имеют нестойкий характер, поэтому дан­ный период называется возрастом аффективности. Дети пытают­ся утвердить себя, выделить среди других детей, привлечь к себе внимание. В этом возрасте существенно изменяется характер ори­ентировочных реакций: раньше они стремились все потрогать, теперь задают вопросы: «Что это такое?», «Как зовут?» и т.п. Форму предмета ребенок определяет уже «на глаз».

Период с 5 до 7 лет характеризуется тем, что существенно возрастают сила, подвижность и уравновешенность нервных про­цессов. Это выражается в повышении работоспособности коры головного мозга, большей стабильности всех видов внутреннего торможения, снижении генерации возбуждения. Именно поэтому дети способны теперь сосредоточить внимание в течение 15-20 мин и более. Выработанные условнорефлекторные реакции менее поддаются внешнему торможению. Дети начинают читать, писать, рисовать, весьма активно познают внешний мир, окружающие предметы — стремятся всё разобрать, отвинтить, сломать, заглянуть «внутрь», по-прежнему задают много вопросов. Дети уже в состоя­нии управлять своим поведением на основе предварительной сло­весной инструкции. Они могут удерживать программу действий, состоящую из ряда двигательных операций. Как известно, реакции с предвидением результатов действия формируются при участии лобной коры. Именно к 7-летнему возрасту происходит морфологи­ческое созревание лобного отдела коры больших полушарий.

Слово в этом возрасте приобретает обобщающее значение, близкое к тому, которое оно имеет для взрослого человека, одна­ко процесс обобщения пока опирается на главный признак пред­мета (например, мебель — это то, на чем сидят).

В возрасте от 5 до 7 лет повышается роль абстрактного мыш­ления. Если до сих пор главным было мышление в действии, то теперь начинает преобладать словесное мышление с внутренней речью. Ребенок начинает пользоваться понятиями, которые уже абстрагированы от действий. Семилетний малыш оценивает себя как важную личность, а собственную деятельность — как общест­венно значимую.

Младший школьный период девочек от 7 до 11 лет, у маль­чиков от 7 до 13 лет). У ребенка 7-8 лет уже хорошо развиты мо­торика и речь, он умеет тонко анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время у него нет еще достаточных самокрити­ки и самоконтроля, не выработана способность к длительному сосредоточению; в деятельности преобладают игровые элементы. При поступлении в школу могут возникать отклонения, связан­ные с недостаточной психологической подготовленностью ребен ка к систематическим занятиям, к коллективу. Некоторые дети не могут спокойно сидеть в течение урока, не могут сосредоточить внимание, рассеянны. Это может напоминать картину умственной недостаточности, слабой сообразительности, сниженной памяти. Для дифференцировки подобных проявлений необходимо тща­тельное психоневрологическое обследование. Следует отметить, что начиная с 7-летнего возраста мальчики в созревании систем организма и развитии ВИД отстают от девочек примерно на 2 го­да. В этом возрасте основные нервные процессы (возбуждение и торможение)   обладают   значительной   силой,   подвижностью, уравновешенностью и приближаются к таковым взрослого чело­века. Все виды внутреннего торможения развиты достаточно хо­рошо. Данная возрастная группа характеризуется быстрым упро­чением условных рефлексов и условного (внутреннего) торможе­ния,  устойчивостью  к  внешним  воздействиям,  более  быстрой концентрацией нервных процессов. Любой раздражитель первой сигнальной системы может быть увязан с раздражителем второй сигнальной   системы.    Обеспечивается   формирование   любого сложного условного рефлекса и условного (внутреннего) торможения.

Подростковый возраст мальчиков от 13 до 17 лет, у девочек от 11 до 15 лет). В этот критический период, который также назы­вают переходным (пубертатным), существенно изменяется условнорефлекторная деятельность подростков, а их поведение харак­теризуется явным преобладанием возбуждения. Реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям и со­провождаются избыточными дополнительными сопутствующими движениями рук, ног и туловища (особенно у мальчиков), подоб­но тому как это было в раннем возрасте. Условное торможение, особенно дифференцировочное, ослабевает. Это объясняется по­вышенной возбудимостью ЦНС, ослаблением процесса торможе­ния и как следствие иррадиацией возбуждения.

Скорость образования условных рефлексов на непосредствен­ные  (зрительные,  звуковые,  тактильные)  раздражители  теперь возрастает, в то время как процесс образования условных рефлек­сов на словесные сигналы затрудняется, т.е. наблюдается ослаб­ление значения второй сигнальной системы. Речь в подростковом возрасте отчетливо замедляется, ответы на вопросы, как правило, становятся очень лаконичными и стереотипными, словарь как бы обедняется. Для того чтобы получить исчерпывающий ответ по какому-то поводу, необходимо задать ряд дополнительных во­просов. Стремление быть взрослым может проявляться в подра­жании привычкам взрослых, в ниспровержении всех авторитетов, активном сопротивлении любым мерам принуждения. У подростков появляется интерес к таким проблемам, как смысл жизни, лю­бовь, счастье. В этом периоде вегетативная регуляция несовер­шенна: отмечаются избыточная потливость, неустойчивость арте­риального давления, кожно-трофические нарушения, лабильность сосудистых реакций.

Явления акселерации, наблюдавшиеся в последние десятиле­тия, вероятно, оказывают влияние и на формирование нервно-психических функций. Однако соматическое развитие в пубер­татном периоде несколько опережает нервно-психическое, что может приводить к функциональным расстройствам нервной системы.

Перечисленные изменения объясняются гормональной пе­рестройкой организма (период полового созревания), ухудшением питания и снабжения головного мозга кислородом. Это происхо­дит вследствие того, что развитие сердечно-сосудистой системы отстает от роста тела; кроме того, повышение функций надпочеч­ников и других желез внутренней секреции приводит к повышен­ному содержанию адреналина в крови и, естественно, к сужению сосудов. Поэтому у подростков в переходном периоде отмечается быстрая утомляемость как при умственных, так и при физических нагрузках (головокружение, иногда одышка, часто — головная боль, усиление сердцебиения).

У девочек этот период проходит более тяжело, чем у мальчи­ков, у которых функциональные расстройства выражены слабее. По-видимому, эти различия объясняются большей двигательной активностью мальчиков, тренировкой сердечно-сосудистой сис­темы и ЦНС, что частично сглаживает указанные функциональ­ные нарушения.

Примерно в середине переходного периода у подростков на­блюдаются психическая неуравновешенность с резкими перехо­дами из одного состояния в другое — от эйфории к депрессии и наоборот, резкое критическое отношение к взрослым, негативизм, аффективные состояния, чрезвычайная обидчивость; у девочек — склонность к слезам.

Период гормональной перестройки организма требует разум­ного отношения взрослых к подросткам. Конфликты между под­ростками и их родителями нередко возникают из-за недооценки особенностей ВНД в период полового созревания. Правильный, здоровый ритм, спокойная обстановка, доброжелательность, ин­тересные для подростков занятия, в том числе физическая культу­ра, являются хорошей профилактикой функциональных рас­стройств.

Постепенно начинает нивелироваться гормональный дисба­ланс, ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системы, улучшаются условия деятельности ЦНС. Нейроны ста­новятся более зрелыми, увеличиваются синтез нуклеиновых ки­слот, метаболизм нервных клеток, возрастает роль лобных облас­тей коры, завершается специализация различных отделов коры большого мозга в восприятии и оценке информации, межполушарная интеграция, и, как следствие, оптимизируется ВНД. Уменьшаются латентные периоды реакций на словесные раздра­жители, усиливается внутреннее торможение. В возрасте 17-18 лет улучшается память, ВНД достигает своего совершенства, организм считается созревшим.

Rambler's Top100