- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация.

Информация. Физиология ВНД и сенсорных систем. Основы нейрофизиологии и ВНД.

Концепции пространственной ориентации, физиологические механизмы

И. С. Бериташвили предложил концепцию психонервного поведения [1], которое регулируется целостным «представлением» о внешней среде или образом той внешней среды, в которой находится и действует животное. В понятие образа среды входят все объекты внешнего мира, которые имеют связь с биологически мотивированным состоянием животного. На основе первого знакомства со средой животное вырабатывает определенные «представления» («гипотезы» по Я. Кречевскому) об ее организации и использует их в форме поведенческих тактик взаимодействия со средой с целью проверки, корректировки и дальнейшего их усовершенствования. Это составляет тот уровень эвристической деятельности мозга [2] в новых ситуациях, который прогрессивно развивается в ходе эволюции и на его основе формируются жесткие условнорефлекторные программы автоматизированного поведения [3] (Т. А. Натишвили, 1987).

А. А. Ухтомский (1924) разработал концепцию об интегральном образе. Простое ощущение, отмечал А. А. Ухтомский, есть в сущности абстракция, более или менее полезная аналитическая фикция, тогда как реальный и живой опыт [4] имеет дело с интегральными образами. Всякий интегральный образ является продуктом пережитой доминанты.

Итак, имея биологическую потребность [5] в пище, животные и человек, однократно столкнувшись с возможностью ее получения, сразу же формируют комплексный образ местонахождения пищи (И. С. Бериташвили). По А. А. Ухтомскому, это первая стадия развития доминанты, когда она «привлекает к себе самые разнообразные внешние рецепции. По И. П. Павлову, это стадия генерализации условного рефлекса [6], которая протекает по механизмам доминанты. Генерализация условного рефлекса [7] создает обобщенный пространственный образ среды, который при наличии высокого уровня мотивации [8] фиксируется в памяти [9], то есть формирует конкретное представление.

Образное поведение — это самый первый этап индивидуального обучения [10]. Дальнейшее развитие поведения может происходить двумя путями. Либо организм из множества пространственных факторов среды извлекает такие, которые с наибольшей вероятностью приведут к удовлетворению текущей биологической потребности. В этом случае формируется прочная временная связь между ограниченным набором сигналов и соответствующей поведенческой реакцией [11] — вырабатываются стабильные специализированные условные рефлексы и организм переходит на режим автоматического управления.

Но допустим и другой путь развития индивидуального поведения, детерминантой в котором остается тот же образ, но прочно зафиксированный в энграмме памяти. Что побуждает организм формировать поведение по этому, второму пути, который представляет собой стадию закрепившейся доминанты? Во-первых, высокий уровень мотивации [12], а во-вторых, низкая вероятность ее удовлетворения. При однократном подкреплении [13] пищей очень голодного животного организм не в состоянии оценить вероятность повторного получения пищи в аналогичной ситуации. Однако в связи с тем, что естественная среда чаще всего создает именно такую ситуацию, то есть не может гарантировать высокую вероятность удовлетворения потребности в постоянно меняющейся обстановке, естественный отбор жестко зафиксировал в эволюции свойство не только воспринимать комплексное воздействие окружающей среды, но и быстро фиксировать его в виде целостного образа. В дальнейшем будет достаточно лишь одного компонента, чтобы репродуцировать целый образ и направить поведение сообразно этому образу.

Эти два крайних механизма поведения (которые моделируются в лабораторных условиях) подразумевают в естественной среде и наличие соответствующих механизмов. Они строятся на сложных взаимоотношениях обоих детерминант: как вероятностной программы (то есть интегрального образа), создающей вектор поведения, так и автоматизированных условных рефлексов, обеспечивающих адаптивный характер реализации этой программы в знакомой пространственной ситуации.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/9403

URLs in this post:

[1] поведения: http://www.braintools.ru/article/9372

[2] мозга: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain

[3] поведения: http://www.braintools.ru/article/5593

[4] опыт: http://www.braintools.ru/article/6952

[5] потребность: http://www.braintools.ru/article/9534

[6] рефлекса: http://www.braintools.ru/article/9352

[7] рефлекса: http://www.braintools.ru/article/8998

[8] мотивации: http://www.braintools.ru/article/9537

[9] памяти: http://www.braintools.ru/article/4140

[10] обучения: http://www.braintools.ru/article/5125

[11] реакцией: http://www.braintools.ru/article/1549

[12] мотивации: http://www.braintools.ru/article/9384

[13] подкреплении: http://www.braintools.ru/article/5528

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100