- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Мультиагенты ИИ, мультиагенты неИИ и актеры. Адаптивность и автономность

О чем статья

Данная статья является попыткой моего личного обобщения и выделения различий над зоопарком современных технологий, в которых в том или ином виде используются термины: мульти-агенты ИИ (ollama, meta, camel), мульти-агенты неИИ (MAS, эмержность, интеллект [1] роя) и актеры (Akka, асинхронность, сообщения). А также интерес [2] применимости к домену планирования – логистики, производства. Составления расписаний. С упором на футуристичность =)

Статья состоит из 4 разделов:

  • Мульти-агенты ИИ

  • Мульти-агенты неИИ

  • Актеры

  • Мысли концепции про будущее

Мульти-агенты ИИ

Что такое мульти-агенты ИИ? Одно из возможных определений:

Мультиагентные системы (Multiagent Systems) — это ИИ-платформы, которые включают в себя нескольких независимых и интерактивных агентов, способных решать разные задачи. В роли агентов могут выступать модели ИИ, программное обеспечение, роботы и многое другое. Их совместное применение позволит решать сложные задачи, тогда как обычный ИИ ориентирован на создание агентов для конкретных случаев использования.

Подробнее на РБК:
https://trends.rbc.ru/trends/industry/66d0687c9a79471445e8265c?from=copy [3]

К мульти-агентным ИИ можно отнести в том или ином виде RPA роботов, автоматизирующих какие-то точечные человеческие процессы, особенно если собрать этих роботов в связанные процессы

Под капотом это взаимодействие нейронок/llm разной степени разумности, улучшаемая всякой “магией” (до конца мною не изученная) вроде fine tuning, embeding, RAG, RLHF.

+ инструменты которые эти сами нейронки/LLM используют API, UI другое.

А также всякие вспомогательные инструменты вроде верификаторов, которые как недавно прочитал в статье являются основным инструментом в походе на AGI:

Вот такой нехитрый алгоритм предложен в статье [4]: генерируем кучу вариантов ответа, потом выбираем тот, который прошел верификатор (для программирования это unit тесты). https://habr.com/ru/articles/873110/ [5]

Основным направлением в котором происходит сейчас наибольший прогресс, это целиком и по частям – разработка. Хорошая статья-перевод на эту тему:

Краткий обзор и перевод исследования Large Language Model-Based Agents for Software Engineering: A Survey [6], которое посвящено применению интеллектуальных агентов на основе больших языковых моделей (LLM) в разработке. Авторы анализируют 106 работ, классифицируя их по задачам и архитектуре.

https://habr.com/ru/companies/bothub/articles/842816/ [7]

Также интересны эти высказывания не безызвестного Сэма Альтмана:

CEO OpenAI, Сэм Альтман, полагает, что мультиагентные системы – это следующая ступень развития ИИ. В своем недавнем интервью [8] он выделял всего 5 этапов развития искусственного интеллекта:

  1. Чат-боты. Это обычный ChatGPT, каким мы его знаем;

  2. Ризонеры (рассуждающие чат-боты) <- после выхода модели o1 от OpenAI мы находимся здесь;

  3. Агентные системы, которые способны управлять крупными процессами;

  4. Инноваторы – ИИ, который может делать научные открытия;

  5. И, наконец, целые организации, состоящие из ИИ-агентов.

    https://habr.com/ru/news/850542/ [9]

Выводы:

Мульти-агенты ИИ, для одних это “сети из RPA роботов на максималках”, для других это всевозможные автопилоты. В общем виде когда мы хотим научить алгоритм думать и выполнять действия подобно человеку – в идеале лучше. Будь то игра шахматы, разработка, бухгалтерия или юристы. А в будущем вполне себе и целые организации.

Технологии:

  • metaGPT

  • Swarm

  • camelAi

  • Ollama

  • LangChain

Мульти-агенты неИИ

Маленький дисклеймер по поводу приведенной попытки называть эти мульти-агентные системы неИИ. Сколько я не читал про классические мультиагентные системы (чаще всего всевозможные научные статьи), почти никогда не встречал попытки называть такие системы и агентов – ИИ. Поэтому чтобы отделить сегодняшних хайповых мульти-агентов от вчерашних не “взлетевших” позволим себе называть их “Мульти-агенты неИИ” =)

Многоагентная система (МАS, англ. [10] Multi-agent system) — это система, образованная несколькими взаимодействующими интеллектуальными агентами [11]

До начала хайпа с мульти-агентами ИИ, существовали в основном академические изыскания на тему создания систем – в которых предлагалось в противовес ООП парадигме смотреть на парадигму Агентно-ориентированную. А именно дать объектам – поведение [12] и возможность параллельно с друг-другом договариваться без блокировки. Это сильно перекликается со следующим разделом данной статьи, а именно про “Актеров”.

Как я понимаю ценность таких систем. В текущей “Индустрии 3/4”, есть данные и есть системы в которых они лежат, человек при помощи своей экспертности или каких то механизмов линейной оптимизации целевой функции старается получить какие-то решения. Которые в свою очередь могут пойти как исходные данные для другого человека и системы или другой части системы.

Агентным подходом решают/пытаются решить довольно большой пласт задач (из ответа Яндекс.Нейро):

  • Интеллектуальные агенты. МАС используются в области искусственного интеллекта и экспертных систем, где каждый агент представляет отдельное знание или экспертную область. Это может включать системы поддержки принятия решений, системы мониторинга и обработки информации. 

  • Распределённая оптимизация. МАС применяются для решения сложных задач оптимизации, где каждый агент выполняет отдельные вычисления или поиск решения, а затем объединяет результаты для достижения глобального оптимума. Примерами могут быть задачи планирования маршрутов, решение комбинаторных задач и оптимизация ресурсов.

  • Робототехника. Каждый агент может представлять отдельного робота или даже отдельную часть робота. Такие системы позволяют роботам сотрудничать в выполнении сложных задач, например, в коллективном освоении или поиске и спасении.

  • Интернет вещей. МАС могут быть использованы для управления сетью подключённых устройств Интернета вещей. Каждый агент может представлять отдельное устройство и взаимодействовать с другими агентами для совместного выполнения задач, например, умного дома или управления энергопотреблением.

Поиски информации по данному направлению зачастую приводят к огромному пласту знаний довольно устаревших. Часто это научные статьи. Лидером в этом направлении показался СамГУ. А компанией у которой что-то получилось в этом направлении оказалась:

Группа компаний «Генезис знаний» у них кстати большая библиотека статей по изысканиям в данном направлении

https://www.kg.ru/library/articles/ [13]

Презентация которая понравилась на эту тему:

http://www.machinelearning.ru/wiki/images/4/42/SkobelevMMPR201927.pdf [14]

У них же есть красивое видео где показывается эта презентация и есть кусочек про красивое видео как это работает.

Кажутся очень интересными мыслями идеи перевода планирования логистики и производства в “Индустрию 5.0”. Где человек эксперт (бизнес-пользователь) управляет ограничениями системы, а уже агенты на основе переговоров (аукционов) пытаются найти в параллельном режиме – “равновесное неравновесие”/”неравновесное равновесие”.

В процессе создания системы появляются такие сущности как:

  • Агент заказа

  • Агенты ресурсов

  • Агенты брокеры

  • Агенты контрактов

  • и т.д.

Основная проблема в том, что пока не пытался в каком то виде попробовать это сделать вообщем-то и не очень понятно какие именно агенты нужны. Хайпа нет, статей (кроме научных) и “книг как это готовить” тоже.

Технологии (специализированные все довольно устаревшие):

  • Jade

  • FIPAOS

  • Zeus

  • JACAMO

Выводы: Технология/подход интересный, но не нашедший популярности в свое время подозреваю ввиду излишней сложности или других причин. Текущие решения мультиагентных систем планирования уже создаются на “Актерах”

Актеры

Про актеров очень понравилась эта статья, собственно и объяснение про них хочется взять из этой статьи:

Но эти принципы дают разработчику прежде всего способ иначе взглянуть на свою предметную область. Работая с Моделью Акторов мы начинаем видеть в предметной области не просто какие-то объекты с какими-то свойствами. Мы начинаем видеть объекты с собственным поведением [15]. А так же способы общения этих объектов с другими таким же объектами.

Получается, что мы сперва учимся обнаруживать акторов в самой предметной области. А затем мы получаем возможность безболезненно перенести этих акторов в объекты внутри нашего кода.

И как раз этим Модель Акторов ценна: мы имеем возможность оперировать одинаковыми понятиями как по отношению к предметной области, так и по отношению к программной реализации.

  • актор – это некая сущность, обладающая поведением;

  • акторы реагируют на входящие сообщения;

  • получив сообщение актор может:

    • отослать некоторое количество сообщений другим акторам;

    • создать некоторое количество новых акторов;

    • определить для себя новое поведение для обработки последующих сообщений.

https://habr.com/ru/articles/342316/ [16]

И тут получается некое смешение понятий, что реализации агентов неИИ нам нужно использовать актеров. А точнее те части языков программирования, библиотек, фреймворков, которые дают возможность их реализовать (асинхронность, обмен сообщениями). К моему разочарованию актеров в принципе используют много где, но почти нет упоминаний про домен “планирования”.

Выводы: На актерах в принципе софт пишется, читал что от написанного бывает потом плюются =) . Но тем не менее не совсем туманный путь в том чтобы пробовать что-то создавать.

Инструменты:

  • Akka (java) с бесплатным форком

  • Akka.net

  • Erlang

  • Другие языки в которых есть спец библиотеки (C++, Python, Java, Dart)

Мысли концепции про будущее

Есть подозрение что фреймворки обученных мульти-агентных ИИ планирования способных работать как автопилоты(советники) к текущим бизнес-пользователям и их системам – появятся раньше. Чем успешные решения на мультиагентах неИИ/актерах.

Но встает вопрос что эффективней? Учить ИИ работать как человек с теми же инструментами? Или разделять системы на агентов ИИ – которые подбирают ограничения, предлагают варианты расшивки узких мест, вплоть до анализа “что-если” достроить рядом новые производственные объекты.

А само детальное планирование поручать “агентам неИИ” с простым поведением и намерениями (конечные автоматы). Аналогия с улием, муравейником, даже игрой в StarCraft – где есть простые юниты, которым не нужен интеллект великого шахматиста, но в тоже время некая автономность в принятии решений в отличие от полного управления.

И где-то во всем этом есть человек который верифицирует результаты работы. И чтобы это не была игра в пустую, нужна память [17] и способность к обучению [18]. Но где у кого в этом случае размещать? Мультиагенты ИИ, неИИ или оба? =)

А главный выигрыш в сравнении с текущей индустрией мне кажется будет заключаться в умении мгновенно адаптироваться к возникшим изменениям. Автономизировать фабрики будущего Индустрия 5.0 (где заводом управляет небольшая крутая команда). И не лезть особо со всеми этими агентами в существующие фабрики, потому как они эффективны ровно настолько, насколько эффективны составные части (инструменты, ресурсы, люди).

Автор: Elpiti

Источник [19]


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/11327

URLs in this post:

[1] интеллект: http://www.braintools.ru/article/7605

[2] интерес: http://www.braintools.ru/article/4220

[3] https://trends.rbc.ru/trends/industry/66d0687c9a79471445e8265c?from=copy: https://trends.rbc.ru/trends/industry/66d0687c9a79471445e8265c?from=copy

[4] статье: https://arxiv.org/pdf/2407.21787

[5] https://habr.com/ru/articles/873110/: https://habr.com/ru/articles/873110/

[6]  Large Language Model-Based Agents for Software Engineering: A Survey: https://arxiv.org/pdf/2409.02977v1

[7] https://habr.com/ru/companies/bothub/articles/842816/: https://habr.com/ru/companies/bothub/articles/842816/

[8] недавнем интервью: https://www.youtube.com/shorts/36Bt_H7JrH4

[9] https://habr.com/ru/news/850542/: https://habr.com/ru/news/850542/

[10] англ.: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA

[11] интеллектуальными агентами: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82

[12] поведение: http://www.braintools.ru/article/9372

[13] https://www.kg.ru/library/articles/: https://www.kg.ru/library/articles/

[14] http://www.machinelearning.ru/wiki/images/4/42/SkobelevMMPR201927.pdf: http://www.machinelearning.ru/wiki/images/4/42/SkobelevMMPR201927.pdf

[15] поведением: http://www.braintools.ru/article/5593

[16] https://habr.com/ru/articles/342316/: https://habr.com/ru/articles/342316/

[17] память: http://www.braintools.ru/article/4140

[18] обучению: http://www.braintools.ru/article/5125

[19] Источник: https://habr.com/ru/articles/874668/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=874668

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100