- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Часто при разговоре о веб-разработке на ум приходят JavaScript и различные фреймворки. Но что, если бы веб-приложения могли запускаться с той же производительностью, что и нативные, а разработчики могли бы писать их на Rust, C++ или Go? Вот тут-то на сцену и выходит WebAssembly (Wasm) — инструмент, который позволяет взглянуть на веб-разработку иначе. Он открывает возможности для выполнения сложных вычислений, запуска игр, виртуальных машин и приложений для анализа данных прямо в браузере. Все это — с высокой производительностью и кроссплатформенностью, от настольных компьютеров до мобильных устройств.
В этой статье разберемся, как работает WebAssembly, чем он привлекает разработчиков и какие проблемы решает. Вы узнаете, почему его активно поддерживают такие компании, как Google, Unity и Unreal Engine, и какие перспективы открывает Wasm для будущего веб-разработки. Подробности под катом!
Используйте навигацию, если не хотите читать текст полностью:
→ Что такое WebAssembly [1]
→ Почему WebAssembly вообще появился [2]
→ Сравнение WebAssembly с JavaScript и объяснение их взаимодействия [3]
→ Примеры использования [4]
→ Как работает WebAssembly [5]
→ Преимущества и ограничения WebAssembly [6]
→ Будущее WebAssembly [7]
WebAssembly (Wasm) — это современный бинарный формат инструкций, предназначенный для выполнения кода в веб-браузерах с высокой производительностью. Он был разработан как универсальная целевая платформа для компиляции высокоуровневых языков программирования, таких как C, C++, Rust и других. Это позволяет запускать приложения на веб-страницах с почти нативной скоростью.
Wasm [8] поддерживается всеми основными браузерами и позволяет разработчикам создавать сложные и ресурсоемкие приложения без необходимости использования JavaScript в качестве единственного языка программирования.
Что делает WebAssembly
- Ускоряет загрузку страниц за счет оптимизированной компиляции,
- Обрабатывает большие объемы данных в реальном времени без задержек,
- Поддерживает потоковую компиляцию, что позволяет начинать обработку данных до полной загрузки модуля

Основная причина — стремление улучшить производительность веб-приложений. JavaScript хоть и является мощным инструментом для создания интерактивных интерфейсов, сталкивается с ограничениями в производительности при выполнении ресурсоемких задач.
Wasm позволяет использовать более эффективные языки программирования для выполнения таких задач, что значительно увеличивает скорость обработки данных и уменьшает время загрузки приложений. Например, приложения, написанные на C или Rust и скомпилированные в Wasm, могут работать в 2-3 раза быстрее, чем аналогичные решения на JavaScript.

Инструменты оценки производительности показывают, что Rust на 66 % быстрее JavaScript. Источник. [9]
WebAssembly не заменяет JavaScript. Вместо этого он дополняет его. JavaScript остается основным языком для создания динамических пользовательских интерфейсов и управления состоянием приложений. Wasm же лучше подходит для выполнения вычислительно интенсивных задач, таких как обработка видео, физические симуляции и работа с большими объемами данных.
| Параметр | WebAssembly | JavaScript |
| Производительность | Почти нативная скорость | Зависит от оптимизации движка |
| Языки | C, C++, Rust и другие | Только JavaScript |
| Использование | Для тяжелых вычислений | Для интерфейса и логики |
| Безопасность | Более защищен от атак | Уязвим к XSS и другим уязвимостям |
WebAssembly активно применяется в различных отраслях, включая геймдев, SaaS-приложения и научные вычисления. Рассмотрим подробнее несколько конкретных примеров, подкрепленных актуальными данными.
WebAssembly значительно изменил подход к разработке браузерных игр. Инструмент обеспечивает высокую производительность и возможность запуска сложных игр без необходимости установки плагинов. Вот пара примеров.
Движок Unity поддерживает экспорт игр в формат WebAssembly, что позволяет разработчикам создавать игры, которые работают в браузере с производительностью, близкой к нативной. Например, игра AngryBots демонстрирует возможности движка в браузере с использованием WebGL и Wasm. В тестах игры на WebAssembly время выполнения тяжелых вычислений сократилось до 684 мс, что на 66% быстрее, чем при использовании JavaScript (две секунды).
Unreal Engine также поддерживает WebAssembly, позволяя разработать сложные 3D-игры. В 2024 году команда разработчиков Unreal Engine 5 представила улучшенную поддержку веб-платформы, включая поддержку WebGL 2.0 и WebGPU. Это позволяет динамически загружать данные и улучшает производительность игр в браузере.
Одним из ярких примеров использования WebAssembly в SaaS-приложениях является Figma, популярный инструмент для дизайна интерфейсов. Переход на WebAssembly позволил Figma сократить время загрузки приложения более чем в три раза.
По данным тестирования, время инициализации приложения снизилось до 504 мс при использовании Wasm SQLite для хранения данных. Это значительно быстрее по сравнению с традиционными методами хранения информации.
WebAssembly также находит применение в научных вычислениях. Например, NASA использует Wasm для создания симуляционных инструментов, которые позволяют исследовать автономные системы для удаленной работы.
Центр NASA CCMC (Community Coordinated Modeling Center) использует модели и вычислительные ресурсы для моделирования космической погоды и других научных задач. CCMC предоставляет доступ к более чем 60 уникальным моделям через онлайн-портал. Это позволяет исследователям по всему миру работать с данными и моделями без необходимости установки специального программного обеспечения.
Инструмент WebGS от NASA предназначен для визуализации многопользовательских симуляций беспилотных летательных аппаратов. Он позволяет взаимодействовать с реальными полетами и симулированными транспортными средствами в режиме реального времени, что делает его полезным для тестирования и разработки новых технологий управления воздушным движением.
Рассмотрим базовую архитектуру, языки программирования, которые можно компилировать в Wasm, а также популярные инструменты и экосистему.


На что тратит время WebAssembly. Источник. [10]
WebAssembly использует компактный бинарный формат, который предназначен для эффективного выполнения на различных операционных системах и архитектурах. Это позволяет загружать и выполнять код быстрее по сравнению с текстовыми форматами, такими как JavaScript.
Wasm имеет фиксированный размер инструкций и упрощенную структуру, что позволяет ему загружаться и декодироваться быстро. Например, модули WebAssembly могут быть в 2-3 раза меньше по размеру по сравнению с эквивалентным JavaScript-кодом, что значительно ускоряет время загрузки.
Код на высокоуровневых языках, таких как C/C++, Rust и других, компилируется в WebAssembly байт-код. Этот процесс может осуществляться как заранее (AOT), так и во время выполнения (JIT). В современных браузерах используется JIT-компиляция для повышения производительности.
После загрузки модуль Wasm проходит проверку безопасности и компилируется в машинный код. Затем выполняется в изолированной среде (песочнице), что обеспечивает безопасность выполнения кода.
На данный момент в WebAssembly можно компилировать более 40 языков программирования. Среди них:
Существует множество инструментов и библиотек для работы с WebAssembly. Рассмотрим наиболее популярные.
Wasm становится все более популярным среди разработчиков благодаря своим многочисленным преимуществам. Давайте резюмируем их прежде чем перейдем к обзору ограничений.
Несмотря на свои преимущества, WebAssembly также сталкивается с рядом ограничений. Одно из них — дебаггинг. Отладка кода на WebAssembly может быть сложнее по сравнению с JavaScript. Инструменты отладки еще не так развиты, поэтому может потребоваться больше времени и усилий для выявления ошибок в коде.
WebAssembly также не имеет (по крайней мере, пока) прямого доступа к объектной модели документа (DOM) браузера. Это означает, что придется использовать JavaScript для манипуляций DOM-элементами и взаимодействия с интерфейсом пользователя. А это может усложнить архитектуру приложения.
Хотя экосистема WebAssembly активно развивается, она все еще не так обширна, как экосистема того же JavaScript. Некоторые библиотеки и фреймворки могут не поддерживать Wasm или требовать дополнительных усилий для интеграции.
Наконец, модули WebAssembly могут увеличивать общий размер загружаемых файлов по сравнению с чистым JavaScript-кодом. Это может негативно сказаться на времени загрузки страницы.
Wasm продолжает развиваться и открывает новые горизонты для разработки приложений. Рассмотрим, как он будет развиваться в ближайшие годы.
В 2025 году WebAssembly ожидает ряд изменений. Одно из ключевых направлений — поддержка WASI (WebAssembly System Interface). Она позволит запускать Wasm вне браузера, включая серверные [12] и облачные решения.
Ожидается, что WASI Preview 2 будет выпущен в ближайшее время. Это даст возможность использовать WebAssembly в более широком контексте, включая бессерверные архитектуры и контейнеризацию.
Также стоит отметить, что WebAssembly активно используется в области искусственного интеллекта [13]. Например, Google Meet использовал Wasm для обработки размытия фона во время видеозвонков. В 2025 году многие ожидают расширения применения Wasm в AI-технологиях. Это позволит создавать более интерактивные приложения с использованием динамического контента.
Кроме того, внедрение сборки мусора и других новых функций, таких как многопоточность и доступ к графическим процессорам [14] (GPU), значительно улучшит производительность и возможности WebAssembly. Это сделает Wasm более привлекательным для разработчиков, работающих с высокопроизводительными приложениями.
Согласно текущим тенденциям, использование WebAssembly в энтерпрайз-секторе будет расти. Ожидается, что компании начнут активно внедрять Wasm для создания сложных корпоративных приложений благодаря его высокой производительности и кроссплатформенности. Например, уже сейчас многие организации используют Wasm для оптимизации своих веб-приложений и повышения скорости загрузки страниц.
Предполагается, что в 2025 году доля пользователей WebAssembly вырастет до 10-15% от общего числа пользователей браузеров. В настоящее время WebAssembly используется на более чем 3% сайтов в браузере Chrome, а с учетом других браузеров эта цифра будет выше. Также ожидается рост числа языков программирования, которые будут поддерживать компиляцию в Wasm.
С развитием экосистемы WebAssembly можно ожидать появления новых инструментов и библиотек, которые упростят разработку приложений на Wasm. Это позволит разработчикам быстрее интегрировать WebAssembly в свои проекты и использовать его преимущества без значительных затрат времени на обучение [15].
Автор: techno_mot
Источник [16]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/11523
URLs in this post:
[1] Что такое WebAssembly: #1
[2] Почему WebAssembly вообще появился: #2
[3] Сравнение WebAssembly с JavaScript и объяснение их взаимодействия: #3
[4] Примеры использования: #4
[5] Как работает WebAssembly: #5
[6] Преимущества и ограничения WebAssembly: #6
[7] Будущее WebAssembly: #7
[8] Wasm: https://dev.to/codesolutionshub/the-rise-of-wasm-webassembly-in-2024-why-every-developer-should-care-6i0
[9] Источник.: https://vk.com/@nuancesprog-rust-protiv-javascript-povyshenie-proizvoditelnosti-na-66-s
[10] Источник.: https://nuancesprog.ru/p/15182/
[11] до 20 раз быстрее: https://webassembly.org/
[12] серверные: https://selectel.ru/services/cloud/servers/?utm_source=habr.com&utm_medium=referral&utm_campaign=cloud_article_wasm_250125_content
[13] искусственного интеллекта: https://selectel.ru/solutions/artificial-intelligence-machine-learning/?utm_source=habr.com&utm_medium=referral&utm_campaign=cloud_article_wasm_250125_content
[14] к графическим процессорам: https://selectel.ru/services/gpu/?utm_source=habr.com&utm_medium=referral&utm_campaign=dedicated_article_wasm_250125_content
[15] обучение: http://www.braintools.ru/article/5125
[16] Источник: https://habr.com/ru/companies/selectel/articles/873662/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=873662
Нажмите здесь для печати.