- BrainTools - https://www.braintools.ru -
Эти занятия на правах предмета по выбору я веду в одной из местных школ с 2006 года. Их цель – дать представление юным знатокам – любителям ардуин – некоторое представление о том зачем светодиоду резистор, не говоря уже о пользе транзисторов-конденсаторов и прочих чудес :) Занимаемся в основном на макетных платах, впрочем об организационной стороне дела лучше написать потом отдельно.
Такой список занятий с картинками (!) может быть полезен как тем кто захочет провернуть что-то подобное в собственной школе (но затрудняется с чего начать) – так и тем кто сам захочет немного освежить понимание всех этих “аналоговых фокусов”. Прилагаю и ссылочки на накопившиеся “электронные конспекты” по соответствующим темам. В принципе они годятся и для самообразования :)
Занимаюсь со школьниками 8-10 классов. Считаю что материал по большей части доступен и 5-6-классникам (все вычисления в основном на уровне арифметики начальных школ) – но у нас в школе набор только с 8 классов, да и школьники нынче иные чем в “старые добрые времена” :)
Спецкурсы проходят после основных занятий (4я пара или 7-8 часы) и школьники предсказуемо уже утомлённые, поэтому обычный режим – 15-20 минут теории, после чего практическая часть – сборка какой-нибудь крохотной схемы демонстрирующей обсуждаемый эффект.
Отличие от кружка – в том что занятия проводим в обычной аудитории 1 раз в неделю. На 1 раз в неделю оборудовать специально лабораторию на 20 посадочных мест никто не будет – поэтому “всё своё ношу с собой”, ну точнее ящик с инструментами, платами и батарейками храню в школе, а компоненты ношу. Об организационной стороне если надо расскажу отдельно.
Другой нюанс – ребята из разных классов и с разным уровнем подготовки. Поэтому существуют “конспекты” которые я выкладываю после занятий для желающих – ну и при самих объяснениях нужно пытаться всем донести суть. Впрочем ситуацию упрощает то что электроники почти никто не знает, а то что знают – мало куда годится.
Например, один из первых “парадоксов” который я предлагаю – убедиться что “Закон Ома не работает!” – поскольку школьники у нас с углублённым изучением физики, они слегка выпадают в осадок “как, да ведь на олимпиадах задачи решаем…” – я привожу практический пример:
смертельным током для человека является примерно 0.1 А
сопротивление человека (попросим добровольца подержать щупы мультиметра) – 50-200 кОм
попрошу нескольких желающих поделить 220-230 Вольт на это сопротивление и убедиться что совать пальцы в розетку, “согласно закону Ома”, абсолютно безопасно (недоверчивый смех)
Здесь конечно дело не столько в самом законе сколько в его правильном применении к человеку и переменному току…
Выше сказал, что работаем на макетных платах – но на самом деле 2-3 занятия в семестр стараюсь устроить более “практическими” – такими что в результате школьники делают какую-нибудь штуку которую уносят домой (и с гордостью могут показать родным… ну хоть младшим братьям-сёстрам).
Самое первое занятие в последние годы проходит в таком же ключе. Сначала упоминаю основные законы (конспект [1]) с которыми нам придётся сталкиваться.
Потом в качестве примера компонента соблюдающего закон Ома привожу резистор, а в качестве компонента не соблюдающего данный закон – неоновую лампочку. Изображаю на графике нелинейный характер ВАХ у лампочки, поясняю как на графике же складываются напряжения.
Для данного занятия приходится закупить собственно неонки, резисторы и обычные сетевые вилки. Несколько отвёрток и ножей в качестве инструментов куплены уже давно – но прошу кому не лень захватить и собственные на занятие. То что нужно сделать выглядит приблизительно так:

Громко и угрощающе заявляю что проверять поделки самим нельзя – пусть приносят мне. Обычно из 15-20 человек у кого-нибудь да “бумкнет”. С учётом автоматов это в целом неопасно зато поучительно. Сам, естественно, включаю соблюдая всякие предосторожности и через удлиннитель имеющий дополнительную защиту (такие как для компьютеров, “пилоты”).
Работает примерно так:

Конечно это довольно примитивно-несерьёзно, но с учётом того что половина школьников не знают в какую сторону завинчиваются винтики – не говоря уж о том что вилок в жизни не разбирали – воспринимается очень позитивно. Да и в хозяйстве полезный навык :)
Объясняю что диоды вообще и светодиоды в частности – это элементы которые тоже не подчинены закону Ома. Рисую ВАХ, объясняю почему приходится ставить токоограничительный резистор. Конспект [2].
С некоторыми это безнадёжно – они до конца семестра будут периодически втыкать без резистора и уж тем более повторить расчет тока в этой простой схеме даже на зачете – огромная проблема :)

Для практической части раздаю штук 5 светодиодов и предлагаю проделать такие эксперименты:
поставить последовательно несколько светодиодов (с одним резистором) и убедиться что напряжения батарейки может не хватить на них всех – т.е. ВАХ действительно такая как обсуждали
включить два светодиода “антипараллельно” (плюс резистор) и убедиться что при переключении полярности батарейки горит то один то другой (наверняка будут путать выводы светодиодов – ну вот и попрактикуются)
собрать “светодиодный мост” и убедиться как ток проходит разными путями при переключении полярности.
На последние 2 пункта есть отдельная страничка конспекта [3].
Объясняю что транзистор – усилительный элемент. Рассказываю про коэффициент усиления по току. Прошу научиться рисовать транзистор и запомнить название ног. Распиновку прошу загуглить самостоятельно (просто в качестве упражнения – т.к. у всех телефоны).
Рисую и объясняю расчет в схеме с общим эмиттером. Она будет повторяться и в некоторых других занятиях. Про другие способы включения не рассказываю т.к. к этому моменту информация перестаёт помещаться в головах ребят :) Лучше по мере необходимости к этому прийти позже. Конспект [4].

Практическая часть состоит в воспроизведении на макетной плате схемы с ОЭ, как на данной фотографии. Тут отмечу что ряд красивых фото наших “поделок” были выполнены ученицей тогда 9 класса Аней Михайловой, за что ей большое спасибо. В этой схеме доступны два-три простых эксперимента:
включаем светодиод в цепь с резистором базы – и убеждаемся что он горит очень тускло – т.е. через базу действительно течёт очень слабый ток, который заставляет гораздо более ярко гореть светодиод в коллекторной цепи
прошу вынуть резистор (и светодиод) из базовой цепи, и вместо них замкнуть цепь собственными пальцами (мы ведь замеряли сопротивление мультиметром) – и убедиться что этого может быть достаточно для того чтобы транзистор открылся (мы используем обычно BC549 у них довольно большой коэффициент усиления).
если удаётся закупиться фоторезисторами подходящего сопротивления, можно немного модифицировать схему (перенести резистор в коллекторной цепи под эмиттер) и сделать “автомат управления освещением” – вот страничка в конспекте [5] – там два варианта т.к. раньше вместо фоторезисторов пользовались фотодиодами (сейчас они подорожали) – в общем, исходите из того с какими компонентами работаете.
С конденсаторами много нюансов – они довольно разнообразные и применения у них разнообразные. К тому же чёткое понимание их требует представления о динамических процессах, но интегралами даже простыми пугать школьников ни к чему. Поэтому объясняю заряд и разряд RC цепочки рисуя обратную экспоненту, объясняю про постоянную времени – и почему конденсатор в этом смысле не похож на батарейку (обязательно спросят все равно). Для начала стараюсь сосредоточиться на этом. Фильтры рассказывать перестал хотя в принципе это возможно. Реактивное сопротивление краем можно будет затронуть чуть позже (см. NE555). Конспект тут [6] – к сожалению сам график кривых я кажется до сих пор туда не добавил, нужно будет исправиться.

Практическое задание незамысловатое:
сперва попробуем разрядить конденсатор через резистор и светодиод (резонно подобрать ёмкость которая на данном резисторе даст достаточную по длительности вспышку – вспоминаем про tau=RC)
теперь собираем снова схему с ОЭ как на прошлом занятии – но верхний конец резистора в базовой цепи не подключаем к питанию – а разряжаем через него конденсатор – теперь светодиод светится гораздо дольше и можно грубо сравнить RC со временем угасания.
Пришла пора когда стоит сделать схему имеющую минимальный практический смысл (если ещё не делали автомат управления освещением, как выше – можно и его вынести в отдельное занятие). Довольно осмысленной вещью является генератор – т.к. они в самых разных схемах в электронике в качестве составных частей присутствуют.
Объясняю что создать периодический процесс оказывается не так просто. Поскольку можно убедиться что даже 5-6 компонент по схеме соединить правильно ребятам бывает на удивление сложно – то в целях минификации взял эту схему, которую можно было встретить в советских книжках и брошюрах в разных вариантах – её характерная особенность в том что заряд происходит за время определяемое резистором – а вот время разряда не обязательно контролируемое. Как следствие она достаточно чувствительна может быть к выбору светодиода и транзисторов. В советские времена как минимум один транзистор был германиевым и это несколько меняло дело (т.к. германиевый транзистор пропускает достаточно заметный ток даже без управляющего воздействия).

Страничка в конспекте [7]. Я не готов утверждать что школьников обязательно нужно знакомить с этой схемой – дальше мы будем делать более надёжные генераторы. С другой стороны он может быть использован там где период должен контролироваться одной RC-цепочкой. Или там где в схеме нарисован генератор на однопереходном транзисторе (классический пример – стилофон).
Резистор можно для демонстрации заменить (или добавить) фоторезистором.

Это вещь классическая – генератор из двух симметричных частей на транзисторах (или с другой точки зрения [8] – двухкаскадный усилитель охваченный обратной связью). Имеет смысл в качестве практики работы с макетной платой (в нём аж 10 компонент), либо если не делали предыдущую схему, а также в качестве подготовки к “новогодней поделке” (см ниже).

Конспект [9] содержит объяснения и даже анимацию – но в последние годы я в объяснения не впадаю. Всё равно по большей части это “вылетит из другого уха” – да и обычно нам проще сконструировать более надёжные, простые и управляемые схемы генераторов.
Особо усердным можно предложить собрать ту же схему с 3 секциями вместо двух. Такая обычно использовалась для “бегущих огней”.
Обычно тут как раз проходят осенние каникулы и после них мы собираемся вновь чтобы начать заниматься с микросхемами.
Расспрашиваю кто что помнит о логике [10] (логические функции и т.п.), пугаю что в электронике все может быть сложнее и страшнее (например что высокий уровень может быть слаб по току “слабая истина” или вывод может находиться в high-Z состоянии). Тут не всем легко устаканить что 0 это соединение с минусом питания а не просто отсутствие сигнала. Часть конспекта [11] об общих темах связанных с логическими чипами.
Объявляю что сегодня мы будем делать оперативную память [12] для суперкомпьютера будущего. Каждый сделает 1 бит. Поясняю что достаточно нетривиальным кажется вопрос как схема может запомнить какое-то состояние.
Будем делать RS-триггер – достаточно микросхемы типа К555ЛА3 или ЛА4 – или иноземного аналога (7400) – но желательно чтобы ТТЛ(Ш) а не CMOS, поскольку нам желательно чтобы неиспользованные входы были “подтянуты к плюсу” внутри. Объясняю этот момент отдельно (на неиспользованных входах – логическая единица – это нам ещё пригодится).
Сам RS-триггер вещь незамысловатая – микросхема, пара светодиодов и резисторов. Проводки для обратной связи и отдельный проводок которым тыкать (от GND) во входы чтобы переключать его. Тут отдельная страница конспекта [13].

Временно отклонимся от чисто-логических микросхем, т.к. таймер на NE555 удобно использовать и в других поделках. В рассказе про него есть два аспекта:
повторить заряд-разряд RC-цепочек, т.к. здесь это очень наглядно
подробно рассказать о внутреннем устройстве (хотя и необязательно) – т.к. там есть RS-триггер, правда ещё и компараторы.
Вот конспект [14]. В практическом смысле интересно не только сам таймер запустить, но сделать каскадное включение. Например один таймер с более длительным периодом может управлять вторым, у которого период более короткий. На анимации ниже красный управляет зелёным (по-моему через 4-ю ногу). Также в качестве ведомого может выступать таймер с пьезо-пищалкой вместо светодиода. Или вышеупомянутый генератор на транзисторах разной структуры.

Обращаю внимание [15] на “упрощённую” схему (когда RC-цепочка прямо к выходу подключается) – минимум элементов, но заметно что время проблеска и паузы неодинаково – как демонстрация про неравноценные низкий и высокий уровни выхода.
Здесь мы используем микросхемы типа К555ТМ2 – в них 2 D-триггера и можно собрать счётчик-делитель на 4.
Объясняю что неудобство RS-триггера в том что разные сигналы нужно подавать на разные входы. Показываю как с его помощью собрать D-триггер с сигналом Enable (D-latch) а потом предлагаю использовать выделитель фронта (X & ~X) на этом управляющем входе, чтобы срабатывало только по фронту.
Когда это утряслось в голове, показываю как охватить Д-триггер отрицательной ОС чтобы получился делитель на два – и предлагаю соббрать двухкаскадную версию (т.к. в микросхеме триггеров двое).
Здесь будет нюанс – вручную тестировать правильность переключения довольно сложно т.к. срабатывает “дребезг”. Поэтому желательно заодно собрать таймер на NE555 и завести сигнал с него. Если светодиоды есть на выходе таймера и на выходе обоих каскадов – очень наглядно что они переключаются с кратной частотой.
Важно объяснить что подобный счетчик может быть основной целой кучи измерительных устройств (выдаём импульсы – со счетчика Гейгера – или с осциллятора управляемого напряжением) – считаем их за время задаваемое каким-нибудь медленным генератором на NE555 – и выводим хоть в двоичной системе – хоть через десятичные делители и преобразователи в семисегментный код.
Конспект из 2 частей: Д-триггер [16] и Счетчик [17].

Их я даю опционально, если хватает занятий в семестре и т.п. С одной стороны это очень важный и удобный “кирпичик” в схемотехнике, не всё стоит пытаться на транзисторах лепить. С другой стороны тема обширная (если вспомнить количество схем на ОУ). С третьей значительная часть схем для ОУ связаны с фильтрами чего мы не касались. С четвёртой питание ОУ часто оставляет сумбур даже в головах опытных электронщиков, поэтому насчет школьников я особых иллюзий не питаю.
В то же время рассказать в общих чертах и хотя бы объяснить и попробовать построить схему неинвертирующего усилителя с однополярным питанием – довольно полезно. Поэтому вот конспект [18].
В качестве практики неплохая схема с неинвертирующим усилителем у которого на выходе светодиод, на входе же микрофон через дифференцирующий RC-фильтр. Можно сделать его двухкаскадным (тогда легче выбрать подходящий коэффициент усиления). Получается очень наглядно – реакция [19] на щелчок, хлопок или свист визуализируется миганием светодиода. Ниже представлена картинка когда эту схему мы воплотили в рамках коллективной работы по созданию этаких демонстрационных модулей. Можно было подключить его к одновибратору и дальше к счетчику и преобразователю с семисегментным индикатором – и считать щелчки.

Итак я описал десяток занятий и схем. Это по-моему не все – но обычно в семестр умещается как раз 9-10 подобных занятий, т.к. есть ещё зачёт и 1-2 “паяльных” занятия.
Вообще много про что наверное имело бы смысл упомянуть если именно делиться опытом [20] организации и ведения занятий в школе – и закупку компонентов и инструментов, и индивидуальные проекты или коллективные работы на 2й семестр, есть также у нас чисто “лекции” по истории радио и пр. Пара походов в музеи. Эксперименты с микроконтроллерами на низком уровне. Но это всё где-то нудно, а где-то не очень важно в смысле непосредственно электроники. Поэтому наверное лучше оставить на вопросы – если нужно что-то дополнить или просветить – спрашивайте, пожалуйста!
Вообще замечу что преподавание электроники в обычной школе – это постоянная необходимость что-то придумывать, импровизировать – а порой и выкручиваться из сложных ситуаций. На фото ниже – забавный момент из 2020 года, когда нас атаковала пандемия и пока обычные занятия в школе ещё проводились изолированно по классам, наши опциональные курсы уже переехали в онлайн – но компоненты-то надо было раздать – и я сказал ребятам чтобы по 1-2 человека зашли в лабораторию и забрали уже расфасованные по пакетикам детальки :) Магический девайс справа – самодельная лампа из светодиодной ленты – работа одной из девятиклассниц для конференции школьников.

Автор: RodionGork
Источник [21]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/13111
URLs in this post:
[1] конспект: https://github.com/el-pths/w/wiki/laws
[2] Конспект: https://github.com/el-pths/w/wiki/Diodes
[3] страничка конспекта: https://github.com/el-pths/w/wiki/diode-bridge
[4] Конспект: https://github.com/el-pths/w/wiki/bjt
[5] страничка в конспекте: https://github.com/el-pths/w/wiki/light-control
[6] Конспект тут: https://github.com/el-pths/w/wiki/Capacitors
[7] конспекте: https://github.com/el-pths/w/wiki/Relaxer-UJT-like
[8] зрения: http://www.braintools.ru/article/6238
[9] Конспект: https://github.com/el-pths/w/wiki/Multivibrator
[10] логике: http://www.braintools.ru/article/7640
[11] Часть конспекта: https://github.com/el-pths/w/wiki/logic-ics
[12] память: http://www.braintools.ru/article/4140
[13] страница конспекта: https://github.com/el-pths/w/wiki/rs-flip-flop
[14] Вот конспект: https://github.com/el-pths/w/wiki/timer-ne555
[15] внимание: http://www.braintools.ru/article/7595
[16] Д-триггер: https://github.com/el-pths/w/wiki/d-flip-flop
[17] Счетчик: https://github.com/el-pths/w/wiki/binary-counter
[18] конспект: https://github.com/el-pths/w/wiki/opamp
[19] реакция: http://www.braintools.ru/article/1549
[20] опытом: http://www.braintools.ru/article/6952
[21] Источник: https://habr.com/ru/articles/890736/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=890736
Нажмите здесь для печати.