- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Функциональные асимметрии человека. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А.. Предположительная характеристика индивидуальных пространства и времени человека.

Направленность времени

Направленность индивидуального времени — одна из закономерностей, определяющих, по-видимому, пространственно-временную организацию психики. Особенности этой организации отражены в существующих в литературе положениях о направленности времени вообще.

По Дж. Уитроу (1964), каковы бы ни были законы природы, направление времени в нашем личном опыте [1] является направлением увеличения знаний о событиях. События, сведениями о реальном свершении которых мы располагаем, находятся в прошлом, а не в будущем. Мир, в котором события происходят в обратном порядке по отношению к ходу событий в нашем мире, представить можно, но обращение нашего ощущения раньше — позже должно подразумевать такое состояние ума, в котором мы начинаем с максимума информации о происходящих событиях, а кончаем минимумом, что является внутренне противоречивым предположением. Это следует из того, что мы не узнаем обо всем сразу и что порядок нашего индивидуального времени является порядком нарастания нашей осведомленности, т. е. увеличения объема информации о том, что происходит.

По В. Н. Ярской (1981), «главное свойство времени, определяющее его именно в качестве времени, состоит в протекании от прошлого к будущему. Если бы этот принцип нарушался, познание остановилось бы. Необратимость времени выступает важнейшим фактором познания».

В основу суждения о направленности времени от прошлого через настоящее к будущему берется, как видно, увеличение знаний о мире и о самом себе. Их было меньше в прошлом, станет больше в будущем. Здесь прошлое, настоящее, будущее выглядят различающимися лишь по последовательности и большим и меньшим количеством знаний. О значительно более глубоком различии этих времен свидетельствует клинический опыт, легший в основу описания асимметрии прошлого и будущего. На них приходятся «знания», резко отличающиеся друг от друга. Эти «знания» в прошлом составляются чувственными образами уже состоявшихся восприятий. На будущее ориентированы завершения высказываний, мыслей, действий и т. д.; «знания» здесь носят предположительный, вероятностный характер. Можно сказать проще: прошедшее время связано с чувственными, наглядными, уже определившимися знаниями; будущее — с абстрактными, изменчивыми, развивающимися знаниями. В прошедшем индивидуальном времени человека, как правило, не содержится «записей» совершавшихся субъектом в реальном прошлом психомоторных деятельностей; в индивидуальном будущем нет чувственных образов восприятия [2]. Это правило, по всей вероятности, может не соблюдаться только у некоторых левшей и лишь в мгновение переживания ими ощущения предвосхищения.

Такая разделенность прошлого и будущего тем, что приходящиеся на них «знания» имеют чувственный и абстрактный, определенный и неопределенный характер, заставляет усомниться в том, что положение о направленности времени от прошлого через настоящее к будущему сохраняет силу и во времени психического функционирования человека. Возможны, на наш взгляд, два предположения. В первом допускается однонаправленность времени психического функционирования человека, но отличающаяся от изложенной противоположным порядком: от будущего через настоящее к прошлому. Во втором допускается возможность не одного, а двух направлений времени психического функционирования.

Чтобы обсудить первое предположение и показать его возможные преимущества перед положением о направленности времени от прошлого к будущему, возьмем некий условный отрезок индивидуального времени. Мысленно проследим за ним в стадии будущего, настоящего, прошлого. В каждой из них индивидуальное время должно иметь разные свойства. Смена стадий должна означать переход будущего в настоящее — в прошедшее. Сам же переход неизбежно означает, что индивидуальное время при первом переходе освобождается от свойств будущего времени и приобретает свойства настоящего, а при втором — освобождается уже от свойств настоящего времени и приобретет свойства прошедшего времени.

На будущее ориентируются цели, завершения психомоторной деятельности, реализующейся непрерывно, последовательно (сукцессивно). Ответственное за формирование психомоторных процессов левое полушарие [3] как бы «использует» условно взятый отрезок индивидуального времени, когда он является будущим. Становясь настоящим, то же индивидуальное время включается в организацию психосенсорных процессов, определяет свойства индивидуальных будущего и прошедшего времен и их асимметрию, как и асимметрию правого и левого пространств. Превращаясь в прошлое, тот же отрезок индивидуального времени ответствен за хранение образов бывших восприятий. Прослеженные превращения условно допущенного отрезка индивидуального времени можно, по-видимому, представить как его движение — «течение» слева направо в том смысле, что сначала это время «использовалось» левым полушарием мозга [4], потом — обоими и наконец — правым полушарием. Это время как бы «началось» в левом пространстве и «кончилось» в правом пространстве субъекта. Сказанное позволяет отличать время человека от времени мира.

Это предположение согласуется с тем, что прошлого у человека тем больше, чем больше возраст; будущего при этом все меньше. Оно согласуется и с тем, что прошлое никогда не может освободиться в сознании человека от содержащихся в нем чувственных образов восприятий субъекта, что подразумевается необходимым при переходе прошлого в настоящее, если принять положение о направлении времени от прошлого через настоящее к будущему; прошлое поэтому может быть как бы «концом», а не «началом» индивидуального времени. Человек начинает жить без собственного прошлого — личного опыта восприятия и непосредственного переживания мира и самого себя. Рождаясь, он, конечно, несет в себе всю информацию о предшествовавшей эволюции. Но собственного прошлого у новорожденного нет. Предполагается лишь потенциальная возможность того, что правое полушарие его мозга будет иметь отношение к накоплению и хранению чувственных знаний. Обремененность правой половины мозга прошедшим временем будет нарастать и достигнет максимума к концу жизни это го человека. Иначе говоря, лишь намечающаяся в начале жизни обращенность в прошедшее время в онтогенезе увеличивается. С другой стороны, человек рождается только с обращенностью в будущее время. Эта обращенность становится очерченной к зрелому возрасту. В противоположность максимальной обремененности правого полушария прошедшим временем в позднем онтогенезе нивелируется обращенность левого полушария мозга и самого субъекта в будущее время. Начав жизнь только с обращенности в будущее время, человек заканчивает ее только с обременяющим сознание индивидуальным прошедшим временем. В этом смысле само переживание индивидуальной жизни субъектом может быть представлено как переход от будущего к прошлому. Чтобы принять положение о направленности индивидуального времени человека от прошлого к настоящему, следует не только игнорировать подчеркнутое различие знаний, но и находиться как бы на последних отрезках уже прожитой жизни. Допущенное нами предположение о направлении индивидуального времени в процессе формирования психики человека делает более значимым то, что настоящее время не только «связывает», но и противопоставляет прошлое и будущее друг другу. В отличие от положения о единстве направленности объективного и индивидуального времен от прошлого через настоящее к будущему здесь мы «началом» времени психического функционирования человека предполагаем будущее, «концом» — прошедшее время; основной акцент при этом делается на содержательной стороне, т. е. на времени как форме осуществления психических процессов.

«Начало» предполагает сейчас случающееся наступление чего-либо; располагается между отсутствием и наличием: не было ничего, возникает сейчас, полностью состоится в будущем. В психической деятельности «начало» может быть в индивидуальном времени, не имеющем определенного содержания; едва ли таким временем может быть прошедшее: оно уже осуществилось, уже имеет определенное содержание.

А. Л. Логинов (1979) в ходе широкого рассмотрения философских и общебиологических аспектов гомеостаза как «взаимодействия вещей, свойств и отношений, поддерживающего данное состояние в данное время», говорит о том, что существуют два встречных асимметричных «потока» формирования индивидуального времени человека: биологического (физического) — прошлое→настоящее→будущее и «индивидуального (психически оцениваемого, менее явно существующего и у других биосистем) — будущее→настоящее→прошлое. Причем для человека второй путь является именно тем, который выделил его из ряда животных и превратил в человека».

Однако в рамках высказанных предположений необъяснимы некоторые клинические наблюдения. Например, отсутствие амнезии на приступ «вспышки пережитого» и наличие амнезии на приступ амбулаторного автоматизма. Сказанное в сочетании с наличием — отсутствием феноменов измененного восприятия времени у больных с поражением правого и левого полушарий мозга побуждает думать о том, что, может быть, психические процессы, зависимые от разных полушарий, реализуются в разных настоящих временах.

Индивидуальное настоящее время больного, в котором он действовал в период пребывания в состоянии амбулаторного автоматизма, было иным по сравнению с индивидуальным настоящим временем другого больного, переживавшего «вспышку пережитого», в частности, потому, что индивидуальное настоящее время у первого больного не становится прошедшим временем. Больной ничего не может сообщить о своих ощущениях, переживаниях, восприятии, которые были, когда он находился в приступе, т. е. чувственных образов восприятий, которые должны были бы сохраниться во времени, ставшем прошедшим, в сознании больного не оказалось. В нем нет того прошлого, которое было индивидуальным настоящим временем больного, пока он находился в состоянии амбулаторного автоматизма.

Больной же после «вспышки пережитого» передает врачу содержание испытанных им ощущений, после приступа не отмечается амнезии.

Изложенное позволяет допустить возможность того, что психосенсорные и психомоторные процессы реализуются параллельно в двух настоящих временах. Первое — индивидуальное настоящее время, превращающееся в индивидуальное прошедшее время. Второе — объективное время внешнего социального и физического мира. Оно может отражаться в сознании адекватно только при достаточной актуализации индивидуального настоящего времени.

Отмеченная закономерность может нарушаться и не соблюдается, видимо, у некоторых левшей и лишь в тот момент, когда они переживают ощущение предвосхищения. Эти феномены при всей трудности их описания и объяснения не должны игнорироваться. Они по существу заостряют вопрос о временной (и пространственной) организации психики, подводя к ней с другой, чем психические нарушения правшей, стороны. Некоторые левши иллюстрируют в патологии возможность как бы противоположной (по сравнению с правшами) организации их психики в пространстве и времени.

Изложенное позволяет развить два суждения о времени психической деятельности и о возможных его отличиях от объективного времени.

Во-первых, могут вызывать сомнения оба положения об однонаправленности времени: 1) о направлении времени от прошлого к будущему и 2) о направлении времени от будущего к прошлому. Изучение распада психической деятельности при поражении правого и левого полушарий мозга создает, наконец, впечатление [5], что для характеристики времени психического функционирования человека непригодно и следующее мнение: «Однонаправленность времени оказывается абсолютным свойством относительного времени, и время в некотором смысле становится не скалярной, а векторной величиной. Благодаря этому свойству времени мы сравниваем, „проецируем” процессы развития, осуществляем предсказания» [Ярская В. Н., 1981].

Во-вторых, можно предположить более вероятными два направления времени психического функционирования человека. Допущение двух направлений имеет, на наш взгляд, большую вероятность. Оно привлекает внимание [6] к настоящим временам.

Главным, как бы определяющим является именно настоящее время. Индивидуальное настоящее время вместе с прошедшим временем имеют одно направление от настоящего к прошлому. В этом времени формируются психосенсорные процессы, зависимые от правого полушария мозга. Объективное настоящее время вместе с будущим временем составляет другое направление от настоящего к будущему. В этом времени реализуется психомоторная деятельность, абстрактное познание человека, зависимые от левого полушария мозга. Но это второе направление времени оказывается значимым лишь в случае достаточной степени актуальности индивидуального настоящего времени. Два направления времени предполагают возможность, что представленное в сознании субъекта прошедшее время не было будущим временем; будущее время не станет прошедшим временем человека. Предполагается невозможным переход прошедшего в настоящее, настоящего — в будущее и наоборот, переход будущего в настоящее и в прошедшее. Наиболее индивидуализировано направление времени: настоящее→прошедшее; универсально направление: настоящее→будущее время; оно может различаться лишь в той мере, в какой опосредовано степенью актуальности индивидуального настоящего времени. Оба направления времени представляются важными. Только при их наличии возможна, вероятно, параллельная — одновременная реализация и психосенсорных, и психомоторных процессов, следовательно, высокая эффективность целостной нервной-психической деятельности субъекта.

Очевидно, что человек всегда осмысляет, осознает то, что видит, слышит в окружающем его мире и действует в соответствии со своим восприятием внешней ситуации. Поэтому условно можно рассматривать образы восприятия как причины, определяющие в качестве своего следствия психомоторную деятельность. Но и в этом случае не окажется предшествования причины следствию в обоих допущенных нами суждениях о направленности времени психического функционирования человека.

Если исходить из предположения об однонаправленности времени и его «течении» слева направо или от будущего через настоящее к прошлому, то мы будем вынуждены констатировать ситуацию, в которой следствие выглядит будто опережающим причину: на «начало» времени — будущее — приходится психомоторная деятельность, условно принятая нами за следствие. Определившие же эту деятельность образы восприятия (условно принятые за причину) выглядят случающимися в «середине» — в настоящем времени и хранящимися в «конце» — в прошлом времени человека.

Согласно допущению о двух направлениях времени, и психосенсорные, и психомоторные процессы совершаются параллельно — одновременно, но в разнонаправленных временах — от настоящего к прошедшему и от настоящего к будущему времени. Сами времена и. следовательно, происходящие в них психические явления (в том числе условно принятые за причину образы восприятия и столь же условно взятые как следствие психомоторные акты) резко расходятся. Они не могут сойтись и следовать друг за другом в одном отрезке времени или в одном направлении времени. Из-за обращенности в будущее ожидаемых результатов психомоторной деятельности последняя выносится как бы вперед за рамки настоящего времени. Результаты восприятия, хранясь в прошлом, как бы отбрасываются назад от настоящего времени.

С другой стороны, и психические процессы, и соответствующие им активные действия характеризуются посредством времени. Во времени, направленном от настоящего к прошедшему, могут формироваться, осуществляясь в настоящем и сохраняясь в прошедшем, лишь чувственные образы восприятий. Здесь — по эту сторону настоящего времени — предполагается уже невозможным формирование психомоторных процессов. Во времени, направленном от настоящего к будущему, могут формироваться, начинаясь в настоящем и завершаясь в будущем, только психомоторные процессы. Здесь — по другую сторону настоящего времени — не могут осуществляться явления, составляющие психосенсорную сферу.

Такое расхождение времен и неотрывных от них двух рядов психических процессов характерно для большинства людей и составляет одно из выражений пространственно-временной организации психики человека, определяя разрешения и запреты; лишь несоблюдение этой закономерности может снять запреты, что. по-видимому, имеет место у некоторых левшей в приступообразных состояниях, когда они обнаруживают невозможные для большинства людей психические феномены.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/1458

URLs in this post:

[1] опыте: http://www.braintools.ru/article/6952

[2] восприятия: http://www.braintools.ru/article/7534

[3] левое полушарие: http://www.braintools.ru/article/6919

[4] мозга: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain

[5] впечатление: http://www.braintools.ru/article/2012

[6] внимание: http://www.braintools.ru/article/7595

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100