- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Как мы создавали K-Team HRM: тернистый путь от консалтинга к продукту

Как мы создавали K-Team HRM: тернистый путь от консалтинга к продукту - 1

Антон Бобров

Product Owner HRM-платформы K-Team от ГК «КОРУС Консалтинг»

На связи Антон Бобров –  Product Owner HRM-платформы K-Team от ГК «КОРУС Консалтинг». Сегодня расскажу, как я вместе с командой проходил непростой путь от интегратора к продуктовому формату. Осторожно, в тексте много говорю про факапы, сложности и не даю обещаний, что будет легко.

Когда-то мы были классическим интегратором, который адаптировал решения вендоров под нужды клиентов. Но со временем стало ясно: заказная разработка — это дорого, долго и не всегда эффективно. Мы рискнули и сделали шаг, который изменил все, — создали собственный продукт K-Team HRM. Спойлер – это было не просто смело! А очень смело…

Как мы создавали K-Team HRM: тернистый путь от консалтинга к продукту - 2

Как все начиналось или почему ИТ-консалтинг – это еще не все

Внимание [1], а сейчас будет Product Placement!

Сегодня K-Team HRM — это целая экосистема, которой пользуются более 100 000 сотрудников самых разных компаний. Среди наших клиентов крупные банки и промышленные корпорации, FMCG‑бренды, предприятия энергетической и нефтеперерабатывающей отрасли. Но к такому результату мы пришли не сразу.

Более десяти лет назад в КОРУСе появился департамент портальных решений. Сначала мы строили корпоративные порталы на MS SharePoint, затем расширили практику за счет «1С-Битрикс», который предлагал более доступные лицензии и быстрый старт за счет готовых коробочных решений. 

Совсем скоро стало очевидно, что в корпоративном сегменте такой подход превращается в кастомную разработку: от Битрикса оставалась одна админка, а вся публичная часть кардинально переделывалась — и в части дизайна, в части функциональности. Итог? Внушительные бюджеты и огромные сроки без 100% гарантий, что проект действительно принесет ценность бизнесу.

Проблема заказной разработки в том, что от команды требовалось лишь корректно зафиксировать «хотелки» клиента, отговорить его от самых безумных идей и реализовать проект в срок. Работает ли все это в реальной жизни? Становится ли система удобной? Окупается ли она? На эти вопросы было сложно ответить. И зачастую подобные проекты были не просто морально изматывающими, но и сомнительными с финансовой точки зрения [2]. Выручка бывала огромной, а вот прибыль – минимальной.

Кроме того, мы работали в высококонкурентной среде. Рынок разработки на «1С-Битрикс» тогда был перенасыщен веб-студиями, которые еще вчера делали сайты-визитки, а сегодня брались за внедрение порталов для крупных корпораций. Наш подход отличался – мы были интегратором с серьезной экспертизой и стоили дороже. Каждая встреча с клиентом начиналась с одной и той же фразы: «Ваше предложение самое дорогое». Мы отвечали: «Знаем» — и дальше долго объясняли «почему».

Я понимал, что экспертиза и качество — это не все. Нужно было кардинально менять модель работы.

Как мы создавали K-Team HRM: тернистый путь от консалтинга к продукту - 3

Почему решили делать собственный продукт

Мысль о том, что пора делать свой продукт, поселилась в моей голове давно. Это была не просто прихоть, а логичное развитие событий. Почему?

  1. Хотелось, чтобы мы могли гордиться результатом своего труда, а продукт приносил измеримую пользу клиентам.

  2. Маржинальность консалтинга – 20-30%, но, если хочется большего, необходимо переиспользовать код и решения.

  3. Задачи от проекта к проекту повторялись – сотрудникам просто становилось неинтересно делать одно и то же.

Чтобы «переизобрести» себя, мы решили создать готовый корпоративный портал – своего рода конструктор, который уменьшит стоимость проекта настолько, что, даже с нашим дорогим консалтингом, мы будем доступнее большинства конкурентов.

Поворотный момент: как мы нашли путь за пределы интеграции

Накопив многолетний опыт [3] внедрения порталов, мы поняли, что заказчики хотят получить не просто площадку для публикации новостей. Им нужен полноценный инструмент для управления сотрудниками. Руководители HR-функций все чаще приходили с запросами на адаптацию, развитие, вовлеченность, а не на «еще один красивый корпоративный сайт». Заглянули в исследования [4], а там та же картина. 

В 2021 году мы начали разрабатывать собственный продукт. В отличие от классической модели, где готовые платформы подстраивались под заказчиков, мы стали самостоятельно решать, каким будет финальный продукт. Все изменилось – наша команда впервые брала на себя полную ответственность за конечный результат, и эта идея по-настоящему вдохновляла.

Шаг №1. Проверка гипотезы

Рынок – штука капризная. Прежде, чем начинать разработку, необходимо проверить, нужно ли это клиентам. 

Сначала я собрал интерактивный прототип портала с ключевыми разделами в Figma. Он был сделан хитро: при демонстрации клиенту было совершенно непонятно, что это просто набор картинок без кода. С ним я провел порядка 10 демо, каждый раз внимательно слушал вопросы, фиксировал, чего не хватает, и дорабатывал макет. Так продолжалось, пока я не услышал заветное: «Ух ты, это то, что мы искали! А сколько стоит?».

Как мы создавали K-Team HRM: тернистый путь от консалтинга к продукту - 4

Сразу сформулировали три ключевых принципа:

  1. Продукт должен решать реальные задачи HR. Мы отказались от идеи «просто симпатичный портал» и сосредоточились на функциональности, улучшающей взаимодействие с сотрудниками.

  2. Гибкость, но без потери управляемости. Если раньше заказчики переделывали все под себя, теперь мы предлагали настраиваемое, но структурированное решение.

  3. Архитектура, рассчитанная на долгосрочное развитие. Корпоративный сектор требует надежности, безопасности и интеграции с другими системами.

Шаг №2. Выбор стека

Вопрос платформы – критичный. Мы остановились на «1С-Битрикс24» по трем причинам:

  1. Команда была знакома с платформой и мы умели с ней работать.

  2. В ней было много готовой функциональности, которую можно использовать.

  3. Битрикс пользовался доверием клиентов, несмотря на частую критику архитектуры и кода.

С технической точки зрения Битрикс24 – это PHP (а точнее немного «мумифицированный» PHP), MySQL, куча собственных «велосипедов» и спорных архитектурных решений. Но, при правильном подходе, это не так страшно. Мы сделали ставку на собственные компоненты, минимизацию хардкодинга и осознанное управление кастомизацией.

Стек технологий позволял создать модульную систему и масштабировать ее.

Как мы создавали K-Team HRM: тернистый путь от консалтинга к продукту - 5

Первая версия продукта появилась примерно через три месяца с начала разработки. И самое главное – команда сразу почувствовала разницу. Вместо одноразовых проектов – система, которая развивается и приносит реальную пользу. Мы были очень воодушевлены, но еще не понимали, что ждет нас впереди. А требовалось очень многое, например:

  1. Собрать продуктовую команду, которая будет заниматься только продуктом и больше ничем.

  2. Выстроить маркетинг и процесс продаж – новый сайт, презентационные материалы, ценности и смыслы.

Разработка корпоративного портала для компании со штатом 3 000–5 000 сотрудников — традиционно сложный и дорогой процесс. Раньше такие проекты обходились в 10 миллионов рублей, а срок внедрения – до полугода. Нам же удалось сделать продукт, который позволяет сократить стоимость разработки до менее чем 2 миллионов рублей, при этом сохраняя высокое качество и функциональность решения. Мы хотели, чтобы такие платформы были доступны не только крупным компаниям, но и малому и среднему бизнесу. Кроме того, время реализации проекта значительно сокращается, что позволяет быстрее внедрить инструмент и начать его использовать. 

Теперь компания с парой тысяч сотрудников могла запустить у себя интранет, как у корпораций с бюджетами в десятки миллионов рублей, но значительно быстрее и выгоднее – за три месяца и разумные деньги. Следующей стратегической целью стало сокращение срока запуска до одного месяца и доступность продукта даже для компаний со штатом в 100-200 сотрудников.

Параллельно наша команда решала большое количество других вопросов:

  1. Лицензирование, постановка в реестр российского ПО и Роспатент

  2. Изменение архитектуры продукта и создание установщика

  3. Разработка механизма обновлений

  4. Добавление новой функциональности

  5. Улучшение производительности

Шаг №3. Преодоление технический вызовов 

Переход от интегратора к продуктовой разработке — это совершенно другой мир, и вот почему.

  • Отказ от кастомизации в пользу настройки. Мы привыкли делать проекты под заказчика, но продукт требует стандартизации. Здесь нужна гибкая модель данных, динамические формы и настраиваемые рабочие процессы.

  • Производительность и масштабируемость. В отличие от проектной разработки, где мы знали нагрузку заранее, продукт должен был работать одинаково хорошо для 100 и 100 000 пользователей. В таком случае не обойтись без горизонтального масштабирования и кэширования.

  • Обратная совместимость и обновления. Если в проектной работе обновления были редкостью, то собственный продукт требует постоянного выпуска новых версий с минимальным влиянием на клиентов. Поэтому мы внедрили CI/CD, тестирование и систему миграции данных.

  • Информационная безопасность. Работа с корпоративными данными требует строгого соблюдения стандартов безопасности. Решение должно обеспечивать многоуровневое шифрование данных при передаче и хранении, гибкий контроль доступа на основе ролей и механизм аудита, фиксирующий все действия пользователей. Для защиты от внешних угроз нужны встроенные механизмы: предотвращение DDoS-атак, фильтрация подозрительных запросов и регулярное обновление системы. А еще – двухфакторная аутентификация, которая позволяет повысить безопасность учетных записей.

Команда не просто писала код, а строила полноценную платформу. Примерно через год у нас родилась вторая версия K-Team – с современным дизайном, но пока без единства элементов, установщиком и модулем лицензирования. 

Каждый проект требовал адаптации продукта под процессы конкретной компании. Мы настраивали и дорабатывали платформу, но установка обновлений превращалась в нетривиальную задачу – каждую персональную доработку требовалось вручную интегрировать с новыми версиями платформы. Что это означало для нас?

Такой процесс требует тщательного анализа: необходимо разобраться, какие изменения из обновления можно применить, а какие могут «вступить в конфликт» с индивидуальными доработками. Здесь необходимо глубокое понимание кода и логики системы. Даже современные технологии, такие как искусственный интеллект [5], не могут автоматизировать этот процесс, – принимать решения нужно на основе контекста и специфики бизнес-процессов клиента. В результате, специалистам приходилось вручную «сшивать» обновления с существующими доработками и тратить на это уйму времени и ресурсов. Еще одна проблема – модули системы, хоть и были похожи стилистически, с точки зрения UX и UI все же заметно отличались друг от друга.

Так появился новый вектор развития – нужна гибкая система, но обновления не должны ломать кастомные настройки клиента. На этом этапе мы решили создать дизайн-систему и перейти на модель виджетов.

Дизайн-система – это единые принципы и стандарты оформления интерфейса, которые позволяют создавать модули, которые выглядят и работают согласованно. 

С ее помощью можно:

Сделать интерфейс единообразным и удобным для пользователей

Ускорить разработку новых модулей

Обеспечить совместимость обновлений

Шаг №4. Переход на виджетную модель

Виджетная модель позволила решить проблемы обновлений. Мы наращивали количество настроек в системе и одновременно давали возможность клиентам создавать свои собственные виджеты. Это дало нам два весомых преимущества:

  1. Ядро системы оставалось неизменным, что обеспечивало стабильность и простоту обновлений.

  2. Клиенты могли гибко адаптировать систему под свои нужды, не боясь потерять изменения при выходе новых версий.

Так появилась третья версия продукта – уже не просто корпоративный портал, а полноценная система с модульной архитектурой, высокой степенью кастомизации и удобным алгоритмом обновлений.

Анализируя запросы клиентов, мы решили создать центральный модуль – интранет, к которому клиенты могли бы подключать другие модули по своему выбору. Такая концепция казалась привлекательной с точки зрения гибкости и возможности платить только за то, что реально нужно. Но, как это часто бывает, теория столкнулась с практикой, и все пошло не совсем так, как мы планировали.

Оказалось, что систему, состоящую из множества независимых модулей, не так просто поддерживать. Все модули тесно взаимосвязаны, а интеграция различных процессов становилась настоящим вызовом. Более того, управление и поддержка отдельных компонентов требовали значительных усилий. В результате от модульной структуры пришлось отказаться и перейти к более целостному решению — единой HRM-платформе с интегрированными функциями. Конечно, нас ждали кардинальные изменения, но это быстро принесло желаемые результаты.

Четвертой версией продукта стала HRM-платформа, которая включает в себя все необходимые модули. Теперь клиенты получают полный набор функций, но могут легко включать или отключать отдельные модули через настройки в зависимости от своих текущих потребностей [6]. Также это позволило существенно снизить стоимость системы и увеличить ее ценность.

Как мы создавали K-Team HRM: тернистый путь от консалтинга к продукту - 6

Важно понимать, что создание собственного продукта — это не только код, но и маркетинг, поддержка и стратегическое видение. Стоит быть готовым к тому, что придется фокусироваться не только на разработке, но и на создании процессов, которые бы поддерживали продукт на всех этапах его жизни. Так, мы долго выстраивали внутренние команды, занимались оптимизацией процессов, и, конечно же, активно работали с маркетингом, чтобы донести ценность продукта до клиентов.

Еще одним важным шагом в процессе разработки стало внедрение модуля лицензирования, который должен был обеспечить безопасность кода. Процесс не был безболезненным и принес нам немало проблем с производительностью, однако мы нашли подходящее решение этих задач.

И K-Team HRM — это не просто функциональность и дизайн (хотя и они на высоте). Это решение, которое подстраивается под уникальные задачи каждой компании, а не вынуждает бизнес «перепридумывать» свои процессы, чтобы вписаться в стандарты ИТ-системы.

Что мы имеем на данный момент?

Сегодня K-Team HRM используют более 100 000 сотрудников в 100+ компаний. Цифра растет, и это не случайно. Наш принцип – не гнаться за модой, а создавать продукт, который останется актуальным спустя 5, 10, 15 лет.

Мы понимаем, что важно компаниям разного размера, сферы деятельности и даже бюджета. За эти годы выявили четыре принципиальных момента, которые клиенты ценят больше всего.

Как мы создавали K-Team HRM: тернистый путь от консалтинга к продукту - 7

Сейчас мы продолжаем активно развивать продукт, учитывая новые тренды и потребности рынка. Скорость обновлений и внедрения новых функциональных возможностей значительно превышает показатели конкурентов, что позволяет оставаться одним из технологических лидеров. Например, в 2024 году мы вошли в ТОП-3 HCM-систем [7] по версии ИТ-маркетплейса CNews.

Как мы создавали K-Team HRM: тернистый путь от консалтинга к продукту - 8

Таким образом, на каждом этапе разработки и внедрения мы следовали принципу «расти вместе с клиентами». Их задачи меняются, и мы адаптируемся вместе с ними, что делает нас настоящими партнерами в бизнесе.

Итоги и выводы

Спустя несколько лет после запуска K-Team HRM мы видим, что решение востребовано на рынке. Платформой пользуются самые разные компании, и она действительно помогает HR и сотрудникам решать повседневные задачи проще и эффективнее. 

Но главное — мы изменили свой подход. Из интегратора выросли до сильной продуктовой компании. А это совсем другой уровень ответственности и совершенно другая мотивация [8], которая позволяет двигаться вперед быстрее, чем это делают другие.

«1С-Битрикс-24» с открытым исходным кодом в основе K-Team HRM, с одной стороны, дает клиентам высокий уровень независимости, с другой – несет определенные риски для вендора. Нас часто спрашивают: «Почему вы не боитесь, что ваш продукт могут украсть?». Все просто, продукт — это не просто код, но и люди, процессы, маркетинг, сопровождение, стратегия и постоянное обновление. Вокруг K-Team HRM уже выстроена целая экосистема, которая функционирует целостно, и без этого «пакета» продукт не может существовать. 

Мы работаем в одной команде с клиентами и всегда поддерживаем их до, во время и после внедрения платформы. Поэтому они остаются с нами навсегда и активно рекомендуют решение другим компаниям.

Автор: polisha_kr

Источник [9]


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/14770

URLs in this post:

[1] Внимание: http://www.braintools.ru/article/7595

[2] зрения: http://www.braintools.ru/article/6238

[3] опыт: http://www.braintools.ru/article/6952

[4] исследования: https://fact.digital/files/hrresearch.pdf

[5] интеллект: http://www.braintools.ru/article/7605

[6] потребностей: http://www.braintools.ru/article/9534

[7] вошли в ТОП-3 HCM-систем: https://www.cnews.ru/reviews/hcm-sistemy_2024/review_table/58e5f20aee1f0bc04a04ff2a3b88433dcb99bd50

[8] мотивация: http://www.braintools.ru/article/9537

[9] Источник: https://habr.com/ru/companies/korus_consulting/articles/905558/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=905558

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100