- BrainTools - https://www.braintools.ru -
[1]«Почему в некоторых странах Восточной Европы половина учёных — женщины: советское наследие является одной из причин» — опубликованная в 2019 году статья в британской газете The Economist [4], которая сразу же стала легендарной благодаря сочетанию интересной темы и клоунской подачи.
Дело в том, что как издание либеральное The Economist поддерживает подобные достижения, однако как издание капиталистическое The Economist оказался неспособен признать, что высокие либеральные идеалы, за которые в XXI веке ведётся тяжёлая борьба на Западе — это также и советские идеалы, которые были успешно реализованы ещё в XX веке в Советском Союзе и странах соцблока.
Польша и Сербия были признаны одними из лучших в мире по уровню гендерного равенства в исследовательских публикациях. Юго-Восточная Европа находится примерно на одном уровне: 49% научных исследователей в регионе — женщины [в частности, Литва (57%) и Болгария (52%)]. Отчасти это наследие советских времён, когда коммунистические режимы принуждали и мужчин, и женщин заниматься научной карьерой и не всегда давали им выбора. Принуждение исчезло, но привычка женщин работать осталась.
В одном абзаце The Economist превратил прогрессивную гендерную государственную политику в пример коммунистической тирании — а в результате начисто стёр субъектность всех женщин, работавших в науке [5] в советское время — оказывается, их просто заставили, и работа в науке сегодня — это всего лишь привычка.
Такой неприкрытый пример когнитивного диссонанса и предвзятости вызвал массу реакций [6], статья широко обсуждалась в англоязычном интернете и, конечно же, породила мемы:

Но были и серьёзные ответы. Статья вызвала — или, точнее, оживила — крайне серьёзный разговор.
Например, вышедшая в том же году статья Quartz «Чему США могут поучиться у работающих советских женщин» [7], цитирует создателя главного хита 2019 года, сериала HBO «Чернобыль» Крейга Мазина, рассказывавшего о создании одного из главных действующих лиц сериала — учёной Ульяны Хомюк, композитного персонажа, чьими прототипами стали сразу несколько реальных советских женщин:
«Одной из областей, где Советы были на самом деле более прогрессивны, чем мы, была область науки и медицины», — сказал Мазин в подкасте TV Take [8] на Variety. «В Советском Союзе был довольно большой процент женщин-врачей».

— и ссылается на исследование «Math, Girls, and Socialism» [9] (2018), которое показало, что девочки в бывших социалистических странах, таких как Восточная Германия, значительно лучше справляются с математикой [10] и чувствуют себя увереннее, чем их западные сверстницы, благодаря менее выраженным гендерным стереотипам в системе образования:
Используя бывшее разделение Германии в качестве естественного эксперимента для изоляции исторических эффектов капиталистического и государственно-социалистического образования — и контролируя различия в экономических условиях и стилях обучения [11] — исследователи обнаружили, что девочки-подростки в бывшей восточной части страны значительно превзошли своих западногерманских сверстников в плане сокращения гендерного разрыва с мальчиками. Исследователи обнаружили, что «девочки на востоке чувствуют себя менее тревожными и более уверенными в своих способностях к математике, чем их сверстницы из Западной Германии», и с меньшей вероятностью будут запуганы в конкурентных ситуациях с мальчиками. Дальнейшее сравнение результатов стандартизированных тестов для детей по всему континенту также показало, что «гендерный разрыв в математике меньше в европейских странах, которые раньше были частью советского блока, в отличие от остальной Европы». В некоторых бывших социалистических странах гендерный разрыв в способностях к математике полностью исчез.
Похожую историю Quartz рассказывает и о медицине:
Впрочем, повторюсь, серьёзный разговор на эту тему шёл уже давно. Журнал Smithsonian Magazine [2], издаваемый Смитсоновским институтом, в который входят знаменитые Смитсоновские музеи, написал в 2013 году:
Советская Россия имела лучшие показатели подготовки женщин в области STEM, чем Америка сегодня. В период с 1962 по 1964 год 40 процентов докторских степеней по химии, присуждаемых в Советской России, достались женщинам. В то же время в Соединенных Штатах этот показатель составлял жалкие пять процентов. В 2006 году этот показатель всё ещё был ниже, чем в СССР в 60-х годах — всего 35 процентов.

Статья Quartz «Чему США могут поучиться у работающих советских женщин» [7] заканчивалась словами: «Пусть Ульяна Хомюк из «Чернобыля» и вымышленный персонаж, но она представляет собой ценный урок Восточной Европы XX века, который нельзя забывать». В чём заключается этот урок?
Ирония истории в том, что нигде этот урок не был так забыт, как там, откуда началась гендерная революция XX века — в странах бывшего Советского Союза. Лишение госзаказа, приватизация научных учреждений, распродажа их собственности и утечка мозгов оставили от советской науки лишь тень, а место передовой сферы постсоветской России заняло IT.
Благодаря IT, многие кадры, подготовленные советской образовательной и научной школой, всё-таки нашли себе перспективное занятие после исчезновения и той, и другой. А точнее, благодаря этим кадрам — благодаря тому, что, по прихоти истории, в России «освободилось» огромное количество образованных людей, молодых учёных — и стал возможен феномен Рунета, каким мы его знаем — одна из двух национальных IT-отраслей, вместе с китайской, оказавшаяся способной конкурировать с Кремниевой долиной и отстоять домашний рынок. Причём, в отличие от китайской интернет-отрасли — без государственного протекционизма поначалу. Как я уже писал на Хабре в статье Рунет родился из космической гонки — и без новой космической гонки Рунет ждёт упадок [13]:
Каким образом в нулевые в России случился бум IT? Дело вовсе не в высоких ценах на нефть. Если посмотреть на биографии и возраст лидеров движения — это сплошь математики и физики, получившие, очевидно, очень фундаментальное образование в СССР 70-80-х. И конвертировали это в «Яндекс» и далее по списку.
Предложив материальную альтернативу утечке, IT в России позволило сохранить часть оставшихся от советской науки мозгов — но не сохранило преемственности. В том числе, в гендерной политике. Словно и не было всего XX века, в IT базовые настройки откатились к патриархальным, и IT в России стало чисто мужским занятием, а в IT нормой стал сексизм из XIX века, когда отказ допускать женщин до тех областей, где безраздельно блистали мужские умы, обосновывался исключительно заботой об этих наивных, поверхностных, истеричных [14] созданиях. Кристаллизовалась эта позиция в знаменитой записке сотрудника Google Джеймса Дамора «Идеологическая эхокамера Гугла» [15], в которой тот без всякой задней (и передней, и нижней, и верхней, и левой, и правой) мысли рационализировал сексизм современной IT-сцены тем, что «не женское это дело». Не в смысле, что Джеймс против — нет-нет, он же не сексист! Просто женщинам самим это не интересно — решил Джеймс.
Вот такие трюки времени:
Что-то тут не сходится.
Проблема подхода Дамора в том, что его объяснение мизерной доли женщин в IT отсутствием у женщин в среднем способностей для IT работает само по себе ничуть не хуже как объяснение мизерной доли в IT — тем, что им предлагается пробиваться в отрасли, где все вместе с Дамором верят в отсутствие у женщин в среднем способностей для IT.
Ведь Дамор, как и его единомышленники, забывают [16] о том, что не все мужчины хороши, сильны или даже заинтересованы в STEM. Но по тем мужчинам, которым STEM действительно не интересен, а, может, и не по зубам, никто обобщений обо всём мужском гендере не делает.
Сейчас, именно в 2025 году, когда в России жалуются на нехватку в особенности инженерных кадров и айтишников, особенно обострился следующий парадокс [17]:
Парадокс в том, что во втором случае, когда речь идёт о специалистах, они автоматически представляют себе мужчин в этом качестве — и каким образом можно взять и удвоить число мужчин-специалистов всех уровней, действительно, непонятно. Хотя на самом деле, эта резервная армия талантов, в головах которых те же самые мозги с тем же самым потенциалом, что у всей человеческой популяции — это женщины.
Многие исследования показывают, что совместная работа мужчин и женщин над научными и инженерными проектами гораздо продуктивнее. Смешанные команды предлагают более инновационные идеи, а гендерно сбалансированные компании оказываются значительно успешнее.
Сотрудники Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ Наталья Малошонок и Ирина Щеглова [18]
Гендерные стереотипы никогда не были умными, но сейчас, когда сфера STEM заявляется приоритетом для многих стран, необходимость [19] увеличения числа специалистов в этой области и улучшения качества [20] их подготовки уже стали аксиомами (глава Роструда Михаил Иванков ещё в 2020 году, т.е. ещё до эмиграционного цунами 2022 года, подчёркивал [21] особую востребованность инженеров у работодателей) — нежелание видеть у себя под носом и следование архаичным предрассудкам вопреки эмпирическому опыту [22], полученному в масштабах целых стран на протяжении целого столетия, превращается в откровенный саботаж. Причём — самосаботаж.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT 💻 [23]
Автор: EgorKotkin
Источник [25]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/15305
URLs in this post:
[1] Image: https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/908668/
[2] статьи: https://www.smithsonianmag.com/smart-news/soviet-russia-had-a-better-record-of-training-women-in-stem-than-america-does-today-180948141/
[3] Carpetblogger: https://www.flickr.com/photos/88943727@N00/108630504/
[4] статья в британской газете The Economist: https://www.economist.com/europe/2019/07/18/why-half-the-scientists-in-some-eastern-european-countries-are-women
[5] науке: http://www.braintools.ru/article/7634
[6] реакций: http://www.braintools.ru/article/1549
[7] «Чему США могут поучиться у работающих советских женщин»: https://qz.com/1746284/socialist-countries-employ-more-women-in-math-and-science
[8] в подкасте TV Take: https://variety.com/2019/tv/news/listen-chernobyl-ep-craig-mazin-on-making-a-non-traditional-disaster-show-1203204493/
[9] «Math, Girls, and Socialism»: https://docs.iza.org/dp11532.pdf
[10] математикой: http://www.braintools.ru/article/7620
[11] обучения: http://www.braintools.ru/article/5125
[12] интереса: http://www.braintools.ru/article/4220
[13] Рунет родился из космической гонки — и без новой космической гонки Рунет ждёт упадок: https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/558030/
[14] истеричных: https://knife.media/hysteria-france/
[15] «Идеологическая эхокамера Гугла»: https://s3.documentcloud.org/documents/3914586/Googles-Ideological-Echo-Chamber.pdf
[16] забывают: http://www.braintools.ru/article/333
[17] парадокс: http://www.braintools.ru/article/8221
[18] Сотрудники Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ Наталья Малошонок и Ирина Щеглова: https://iq-media.ru/archive/373092447.html
[19] необходимость: https://www.researchgate.net/publication/254084658_A_Realistic_Look_at_STEM_and_the_Role_of_Community_Colleges
[20] улучшения качества: https://www.semanticscholar.org/paper/Refueling-the-U.S.-Innovation-Economy:-Fresh-to-and-Atkinson-Mayo/9bc94e2855f61ec59bbc44d3db2176b593729572
[21] подчёркивал: https://www.rostrud.ru/press_center/novosti/890382/
[22] опыту: http://www.braintools.ru/article/6952
[23] Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT 💻: https://t.me/ruvds_community
[24] Image: https://ruvds.com/ru-rub?utm_source=habr&utm_medium=article&utm_campaign=EgorKotkin&utm_content=pochemu_v_stranax_vostochnoj_evropy_polovina_uchenyx_zhenshhiny
[25] Источник: https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/908668/?utm_campaign=908668&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss
Нажмите здесь для печати.