- BrainTools - https://www.braintools.ru -

С 2023 года чат-ботов использует каждая пятая страховая компания (по данным Naumen [1]). Банки, ритейл и даже медицина — и того чаще. Наличие бота в авторизованной зоне, например, на сайте или в личном кабинете, стало важным критерием цифровой зрелости.
Казалось бы — ура, да здравствует прогресс. Но все оказалось не так просто. Повальная автоматизация обращений вызвала у клиентов сдержанную реакцию [2], немногие оказались в восторге от общения с роботами. И теперь всем приходится уделить еще больше внимания [3] наполнению и развитию своих ботов, чтобы они наконец перестали выполнять роль автоответчика и смогли приносить клиенту реальную пользу.
В связи с этим, когда в РГС начали думать в сторону внедрения чат-бота, мы ожидаемо озадачились вопросом: «А кого нам для этого надо нанять?». Разработчики не часто подкованы в тонкостях написания текстов и общения с клиентами. Нужно было что-то на стыке технических и гуманитарных навыков. И так мы начали поиск своего загадочного лингвиста-разработчика.
Прежде всего, конечно, это человек, который умеет говорить на языке клиента и может превратить нормальную человеческую речь в работающий сценарий. Клиент обращается в поддержку компании потому что у него есть проблема, и он ожидает, что мы эту проблему быстренько решим. Он не погружен в нюансы работы банков/страховой/ритейла (подчеркните нужное) и не разбирается в терминологии.
И перед лингвистом-разработчиком стоят следующие задачи:
1. Понять, что хотел клиент и собрать датасет.
Его задача — собрать датасет, в котором для каждого намерения будут собраны подходящие примеры обращений от реальных клиентов. Хороший датасет содержит однозначные и семантически разнообразные фразы, которые позволят итоговой модели иметь широкое понимание возможных формулировок намерения, с достаточным (не менее 500) количеством примеров для каждого намерения.
2. Писать тексты.
Недушный и понятный для клиента ответ на любой запрос. Это могут быть как текстовки а-ля FAQ (когда бот просто даёт ответ на вопрос и не начинает диалог), так и ветвистые сценарии диалогов, которые обрабатывают множество вводных от клиентов и корпоративных систем.
3. Проектировать сценарии.
Несмотря на то, что большинство имеющихся на рынке диалоговых платформ дают возможность настройки сценария в графическом drag-and-drop интерфейсе, в части интеграций с корпоративными ИТ-системами для передачи к ним запросов и получения ответов могут потребоваться базовые навыки разработчика, потому что вызов систем будет реализован в коде, который в процессе реализации сценария на платформе нужно написать.
В итоге он и тексты пишет и код, и анализирует данные, и исправляет баги. Как-то много для одного человека, да?
Можно и нанять. Но только вдумайтесь:
одного разработчика на интенты;
одного UX-писателя на тексты;
одного системного аналитика;
одного разработчика для интеграций с корпоративными ИТ-системами;
одного тимлида, чтобы все эти люди не переубивали друг друга в процессе.
Кроме того, когда все специалисты в команде — эксперты только в своей области, вероятно, потребуется больше коммуникаций и ритуалов по калибровке членов команды относительно друг друга. Внедрение метода «3 амиго» для большинства входящих задач или отработка понятного всем формата постановки задачи, что тоже займёт время. И не стоит забывать [4] о человеке, который непосредственно руководит командой, лидирует инициативы и фасилитирует встречи. Порог входа получается высоким, и мы попробовали его снизить путём найма универсального специалиста.
Лингвист-разработчик — это в первую очередь максимально «близкий к клиенту» специалист, потому что, как я писал выше, для нас (да и в целом) хороший бот — это дружелюбные, помогающие и написанные на языке клиента сценарии. Всё остальное — инструменты, освоить использование которых поможет документация платформы (или даже поставщик решения, они включают обучение [5] работе на платформе в состав работ по внедрению). И в реалиях конкуренции между компаниями все стремятся сделать эти инструменты как можно более простыми для конечного пользователя. Гораздо сложнее научиться мыслить [6] как клиент, поэтому именно этот критерий мы взяли за основу при поиске нового сотрудника.
У режиссера и креативного консультанта Александра Сёмина есть концепция «Соязыка», которая гласит, что «человек должен разговаривать с человеком на понятном ему языке». Нам в РГС она очень близка, потому что наша задача в обслуживании клиентов — не просто «ответить на вопрос» или «закрыть обращение», а по-настоящему решить проблему.
Спойлер: было сложно. Практика показала, что лингвист-разработчик в целом существует на рынке, но с сильным перекосом либо в технику (фронтенд-разработчики, аналитики данных и машинного обучения), либо в непосредственную работу с клиентом (опытные сотрудники второй линии поддержки, которые ставили задачи разработчикам на улучшение ответов бота, но были далеки от непосредственной реализации этих доработок).
На что мы обращали внимание:
умение составлять полезные и удобные для клиента сценарии;
базовое понимание процесса обучения моделей и анализа данных;
понимание, как взаимодействуют между собой ИТ-системы.
Что было для нас «красным флагом»:
Опыт [7] работы в формате «Мне ставили задачи, и я их делал». Нам было важно, чтобы сотрудник был нацелен на результат, а не процесс. Иначе как мы вырастим внутреннюю экспертизу в компании?
«Канцеляризм» как смысл жизни. Некоторые кандидаты убеждены, что если компания крупная, серьезная и государственная, то общаться с клиентами нужно сухим и формальным (чуть ли не юридическим) языком, иначе это «не солидно». Такой подход мы не разделяем, наш клиент, как было сказано выше, обычный человек.
Всего на поиск у нас ушло полтора месяца, в течение которых мы провели 20 собеседований. И в итоге нашли своего идеального кандидата — инициативную девушку с большим опытом сопровождения и развития чат-ботов в разных компаниях и образованием в области лингвистики. Благодаря такому набору компетенций, ей легко удается писать тексты и отвечать почти на любые вопросы понятным языком. А вишенкой на торте стало базовое понимание принципов интеграций ИТ-систем и устройство имеющихся инструментов классификации, а также подходов к их обучению. Теперь мы активно движемся к появлению собственной Диалоговой платформы внутри РГС.
В дальнейшем с увеличением количества сценариев и подключением новых каналов обращений возможно открытие вакансии второго лингвиста-разработчика, и кто знает, может быть, мы с тобой окажемся коллегами!
Автор: PMarchik
Источник [8]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/17508
URLs in this post:
[1] по данным Naumen: https://research.naumen.ru/archive/issledovanie-rossiyskogo-rynka-dialogovogo-iskusstvennogo-intellekta-dlya-biznesa/
[2] реакцию: http://www.braintools.ru/article/1549
[3] внимания: http://www.braintools.ru/article/7595
[4] забывать: http://www.braintools.ru/article/333
[5] обучение: http://www.braintools.ru/article/5125
[6] научиться мыслить: http://www.braintools.ru/article/2227
[7] Опыт: http://www.braintools.ru/article/6952
[8] Источник: https://habr.com/ru/companies/rgs_it/articles/929640/?utm_campaign=929640&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss
Нажмите здесь для печати.