- BrainTools - https://www.braintools.ru -
Представьте пилота, который летает исключительно на автопилоте. Но однажды, в сильную турбулентность, автопилот отключается. Сможет ли он посадить самолет вручную?
Недавно Министерство образования США опубликовало данные, которые могли бы вызвать панику, но утонули в потоке новостей. Результаты тестов NAEP показали: оценки старшеклассников по математике [1] и чтению рухнули до самого низкого уровня за всю историю наблюдений.
Только 22% выпускников школ владеют базовой математикой. В одном из заданий нужно было решить задачу на сложение и проценты. Справились 26%. Остальные – нет.
С чтением не лучше. Лишь 35% учеников продемонстрировали приемлемый уровень. Двое из трех выпускников не смогли сделать вывод из эссе и подкрепить [2] его ссылками на текст.

Первая реакция [3] была списать все на пандемию. Но данные показывают: тренд на снижение начался задолго до 2019 года. Пандемия стала не причиной, а катализатором.
Вторая мишень для критики – смартфоны. Социальные сети – мощные факторы, но сводить проблему к «злым гаджетам» – значит расписаться в собственном инфантилизме.
Причина глубже и страшнее, мы наблюдаем эффект, который психолог Бетси Спэрроу называет «эффект Google» [4]. Когнитивный аутсорсинг – мы добровольно и с восторгом передаем базовые функции нашего мозга [5] технологиям.
Раньше мы запоминали номера телефонов теперь это делает смартфон. Раньше мы ориентировались по карте – теперь следуем указаниям навигатора.
Статья в «The Wall Street Journal» [6] прямо указывает на стремительное развитие ИИ, как на одну из ключевых причин. Зачем учиться писать эссе, если нейросеть сделает это за 30 секунд? Зачем решать задачу, если можно сфотографировать ее и получить ответ?
Согласно отчету Quizlet [7] за 2025 год 89% учащихся в возрасте от 14 до 22 лет подтверждают, что они используют технологию ИИ для учёбы.
Проблема в том, что мы внедряем его в систему, где у учеников не сформирована фундаментальная база. Мы даем калькулятор ребенку, который не знает таблицы умножения. Мы вручаем автопилот курсанту, который не умеет взлетать.
В результате атрофируются не просто навыки, а нейронные связи, отвечающие за критический анализ, логику [8] и способность выстраивать аргументы.
Как показывают данные, больше всего пострадали самые слабые ученики. Разрыв между лучшими и худшими достиг исторического максимума, и это прямой путь к еще большему социальному расслоению.
В самый технологически продвинутый век в истории мы рискуем вырастить самое интеллектуально беспомощное поколение. Поколение, которое умеет пользоваться сложнейшими интерфейсами, но не способно прочитать и понять инструкцию к ним.
Может быть, это новая форма “распределенного” интеллекта [9]? Этакая естественная эволюция [10]: человек учится делегировать. Но где заканчивается делегирование и начинается деградация?
Брэдбери предупреждал нас в «451° по Фаренгейту», Николас Карр писал в «Пустышке», только теперь это не футурология, а статистика.
А вы замечали за собой «эффект Google»? Когда в голове остается не знание, а ссылка? И возможно ли, что в будущем думать станет такой же редкостью, как писать от руки?
Автор: la__vita__felice
Источник [11]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/20481
URLs in this post:
[1] математике: http://www.braintools.ru/article/7620
[2] подкрепить: http://www.braintools.ru/article/5528
[3] реакция: http://www.braintools.ru/article/1549
[4] Бетси Спэрроу называет «эффект Google»: https://www.science.org/doi/10.1126/science.1207745?utm_source=chatgpt.com
[5] мозга: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain
[6] Статья в «The Wall Street Journal»: https://www.wsj.com/us-news/education/test-scores-low-reading-math-naep-d87099b6
[7] отчету Quizlet: https://quizlet.com/content/how-america-learns
[8] логику: http://www.braintools.ru/article/7640
[9] интеллекта: http://www.braintools.ru/article/7605
[10] эволюция: http://www.braintools.ru/article/7702
[11] Источник: https://habr.com/ru/articles/954892/?utm_campaign=954892&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss
Нажмите здесь для печати.