- BrainTools - https://www.braintools.ru -
Искусственный интеллект [1] меняет не только формат обучения [2] и работы. Исследования показывают: технологии, которые должны были сделать нас умнее, на деле притупляют когнитивные способности. Это усиливает интеллектуальный разрыв, который приводит к социальному неравенству и расслоению общества.
В этом материале разбираемся, что говорят ученые и можно ли сохранить свой мозг [3]. А главное — покажем, что ждет разработчиков и их навыки на ИТ-рынке с ИИ. Больше о разработке и сложностях в применении ИИ пишем в ТГ-канале [4].
Наш мозг стал «глупеть» задолго до ChatGPT, интернета и телевизора. Все началось с самых первых инструментов, которые мы создали.
У охотников-собирателей единственным инструментом выживания был собственный мозг. Люди ориентировались по звёздам и холмам, строили маршруты, находили добычу — гиппокамп [5] и префронтальная кора постоянно тренировались. За эту работу отвечал гиппокамп — область мозга, которая не только формирует когнитивные карты, но и помогает вспоминать [6] прошлое и воображать будущее.
Сельскохозяйственная революция изменила всё: вместо поисков и охоты нужно было «посадить — прополоть — собрать» из года в год. Учёные отмечают [7], что с переходом к земледелию человеческий мозг стал менее мощным, поскольку людям больше не нужно было столь остро бороться за выживание.
В начале 2010‑х психиатр Манфред Шпицер ввёл термин «цифровой Альцгеймер». Он показал [8], что перегрузка экранным контентом приводит к ухудшению внимания [9] и памяти [10] у подростков, снижает когнитивную эмпатию и нарушает развитие белого вещества [11], важного для языковых навыков. Люди стали запоминать не факты, а путь к ним — это эффект Google: мозг перекладывает информацию во внешние хранилища, и это снижает активность гиппокампа и лобной коры.
Учёные из Университета Макгилла [12] ещё в 2020 году доказали: чем чаще человек пользуется GPS, тем сильнее деградирует его пространственная память

Эксперты уверены [12], что технологии позволяют нам быть ленивее и не использовать те части мозга, которые должны работать. С точки зрения [13] эволюции пройдёт ещё очень много времени, прежде чем человек полностью утратит какую-то функцию, но уже сейчас видно: из-за технологий люди становятся более рассеянными, им сложнее сосредоточиться.
Генеративные нейросети усилили проблему. Теперь мы просим нейросеть написать текст или принять решение за нас. Метаанализ [14] показал: чем меньше человек знает, тем чаще ищет — и тем меньше в итоге запоминает. Получается замкнутый круг, в котором память и внимание постепенно слабеют. Так рождается феномен когнитивной атрофии [15]: мозг перестаёт тренировать участки, отвечающие за креатив и анализ. Это в первую очередь префронтальная кора, где происходит стратегическое мышление [16].
Сельское хозяйство когда-то снизило нагрузку на память и навигацию, но дало людям время для искусства и науки. Сегодня поисковики и ИИ делают то же самое: берут на себя рутину и освобождают место для более сложных, креативных задач. Учёные называют [17] это когнитивным парадоксом [18] — технологии могут как развивать нас, так и ослаблять, всё зависит от их применения.

Студенты. В начале 2025 года лаборатория Media Lab Массачусетского технологического института [19] провела эксперимент: студентов разделили на три группы и попросили написать несколько коротких эссе. Первая группа писала сама, вторая пользовалась Google-поиском, третья — ChatGPT. На всех участниках были EEG‑датчики. Результат на небольшой выборке показал: те, кто использовал ChatGPT, показали самую низкую мозговую активность, худшие результаты по языковым и поведенческим метрикам, и с каждым эссе ленились всё больше. При повторном написании собственного текста без подсказок они плохо помнили, о чём писали, и демонстрировали слабые альфа‑ и тета‑ритмы, указывающие на снижение глубокой памяти.
При этом студенты, писавшие без ИИ, показали наивысшую нейронную связь и удовольствие от процесса: у них активировались области, отвечающие за творчество [20], память и семантическую обработку.
У первой группы проявился так называемый когнитивный долг [21] — накопленный дефицит глубокого обучения, который снижает способности к критическому анализу и делает людей более уязвимыми к манипуляциям и стереотипам.
Разработчики также под угрозой. MIT проводит [19] аналогичный эксперимент с программистами и утверждает, что промежуточные результаты еще хуже: чем больше разработчик полагается на ИИ‑ассистента, тем слабее его критическое мышление и творческое решение задач.

В ИТ любят повторять [22], что нейронки освобождают людей от рутины, мы в Surf тоже это любим и пишем в ТГ-канале [4] про внедрение ИИ в разработку. Но все не так просто. Часто сталкиваемся с такими противоположными ситуациями:
Первая — HRы и кандидаты доверяют всё нейросети. Разработчики пишут резюме при помощи ChatGPT, а рекрутеры пускают просят нейросеть прогонять заявки.
Вторая — разработчик даёт Cursor подробное техническое задание с контекстом и получает работающий код. Это ускоряет разработчиков на 10–20%.
Разница между этими кейсами проста: в первом случае человеческие когнитивные функции вытеснены, во втором — усилены. В первом сценарии происходит когнитивный оффлоадинг [23] — передача мыслительных операций внешним устройствам. Это отрицательно коррелирует с навыками критического мышления. Люди с высшим образованием и самостоятельностью лучше сопротивляются этому эффекту, а те, кто не привык думать сам и писал дипломы на заказ, рискуют превратиться в нажимателей кнопок.
В компаниях это выражается в таких тенденциях:
Разрыв между уровнями. Сеньор-разработчики используют ИИ как усилитель, чтобы учиться быстрее и освобождать время на сложные задачи. Мидлы и джуны, не имея достаточного опыта [24], зачастую отдают нейросети вообще всё — и перестают прогрессировать. В результате пропасть в компетенциях увеличивается, страдает качество разработки в команде.
Снижение спроса на джунов. Простые задачи теперь генерируются автоматически, поэтому компании сокращают набор новичков. В первую очередь страдают роли, связанные с рутиной: младшие QA, разработчики-новички и технические писатели.
В России [25] на одну открывшуюся вакансию для джунов сейчас откликается в среднем 19 резюме — это против ~12 резюме годом ранее.
В краткосрочной перспективе бизнесу выгодно опираться на пару сильных специалистов и ИИ-инструменты, но есть побочный эффект: сеньоры не появляются из воздуха. Их нужно вырастить, а для этого кто-то должен сначала нанять перспективного джуна и вложиться в его менторство. Если сегодня все дружно перестанут брать новичков, через 5 лет индустрии просто некому будет вести проекты.
Через 3–5 лет классические команды исчезнут — их заменят гибриды, где рядом с инженерами работают AI-операторы. Машины возьмут на себя до 80% шаблонного кода и рутину поддержки legacy. DevOps и QA перестанут существовать в привычном виде — их функции сольются с промпт-инжинирингом и анализом данных.
Ключевая ценность уйдёт в продукт и мышление. Инженер, который понимает бизнес, будет стоить дороже кода, который он пишет. Придумать фичу, просчитать её эффект и донести до болей пользователей — то, что ИИ не умеет и вряд ли скоро сможет.
Риски для профессий, связанных с кодингом, будут зависеть от готовности адаптироваться. Чисто кодерских позиций станет меньше, а тимлиды эволюционируют в сторону наставника для ИИ-команды.
Сейчас есть два сценария развития рынка:
Негативный: AI-внедрения идут хаотично, компании разочаровываются из-за багов и уязвимостей, когда безответственно пускают сырой код в прод. В итоге подход «AI-first» дискредитирован, остаётся лишь 5–8% энтузиастов, системно применяющих ИИ. Остальные откатываются к ручной разработке, а новые спецы по ИИ практически не растут — их некому учить. Разрыв в продуктивности между лидерами и аутсайдерами рынка увеличивается.
Позитивный: вайбкодеров появляется все больше, и структура команд меняется не на шпиль, а на «гантель». То есть вместо схемы «1 сеньор + толпа джунов» или «1 сеньор + ИИ» формируется модель 1 сеньор + несколько junior AI-специалистов.
Джуны-люди быстро набираются опыта, через 2–3 года сами становятся крутыми мидлами. В таком мире компании продолжают инвестировать во входной уровень, но делают это умнее: через AI-хакатоны, PromptOps-программы, стажировки с упором на нейросети. Те, кто пройдут через такую AI-native школу, станут разработчиками нового типа — совмещающими навыки кодинга, аналитики данных и эффективного управления цифровыми ассистентами.

Мы в Surf много работаем с ИИ и верим, что он может помочь развитию наших разработчиков. Больше о нашем опыте в разработке с ИИ читайте в нашем ТГ-канале [4]. Регулярно делимся там инсайтами по работе с командой на основе ИИ и новыми практиками для разработки.
Автор: Surf_Studio
Источник [26]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/21888
URLs in this post:
[1] интеллект: http://www.braintools.ru/article/7605
[2] обучения: http://www.braintools.ru/article/5125
[3] мозг: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain
[4] в ТГ-канале: https://t.me/makeev_sexiIT
[5] гиппокамп: http://www.braintools.ru/article/6142
[6] вспоминать: http://www.braintools.ru/article/3999
[7] отмечают: https://www.discovermagazine.com/the-shrinking-brain-16991
[8] показал: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/39449887/#:~:text=Abstract
[9] внимания: http://www.braintools.ru/article/7595
[10] памяти: http://www.braintools.ru/article/4140
[11] белого вещества: http://www.braintools.ru/article/3293
[12] Учёные из Университета Макгилла: https://peoplemanagingpeople.com/learning-development/ais-impact-on-brain-and-behavior/
[13] зрения: http://www.braintools.ru/article/6238
[14] Метаанализ: https://www.frontiersin.org/journals/public-health/articles/10.3389/fpubh.2024.1332030/full
[15] феномен когнитивной атрофии: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC11020077/#:~:text=potentially%20lead%20to%20cognitive%20decline,of%20AICs%20within%20cognitive%20ecosystems
[16] мышление: http://www.braintools.ru/thinking
[17] Учёные называют: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC12036037/#:~:text=The%20application%20of%20AI%20in,and%20competence%20and%20not%20dependency
[18] парадоксом: http://www.braintools.ru/article/8221
[19] лаборатория Media Lab Массачусетского технологического института: https://time.com/7295195/ai-chatgpt-google-learning-school/
[20] творчество: http://www.braintools.ru/creation
[21] когнитивный долг: https://www.euronews.com/next/2025/06/21/using-ai-bots-like-chatgptcould-be-causing-cognitive-decline-new-study-shows#:~:text=The%20study%20found%20that%20repeated,learning%20performance%20in%20independent%20thinking
[22] повторять: http://www.braintools.ru/article/4012
[23] когнитивный оффлоадинг: https://www.mdpi.com/2075-4698/15/1/6#:~:text=factor.%20Utilising%20a%20mixed,emphasising%20the%20need%20for%20educational
[24] опыта: http://www.braintools.ru/article/6952
[25] В России: https://www.novostiitkanala.ru/news/detail.php?ID=190373#:~:text=%D0%92%C2%A0%D1%81%D0%B5%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B5%20junior,%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%20%D0%BE%C2%A0%D0%BD%D0%B5%D1%85%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B5%20%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D1%81%D0%BE%C2%A0%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BC%20%D0%B2%C2%A0%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
[26] Источник: https://habr.com/ru/companies/surfstudio/articles/966036/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=966036
Нажмите здесь для печати.