- BrainTools - https://www.braintools.ru -
Руководитель бизнес‑группы поисковых сервисов и искусственного интеллекта [1] «Яндекса» Дмитрий Масюк рассказал [2] РБК, что многие галлюцинации в ответах ИИ‑ассистента «Алисы» устраняются, но полностью их избежать не получится.
Основные моменты из пояснения Масюка:
проблемы с неточными ответами и «выдумками» нейросетей существуют, но каждый год они кратно сокращаются;
стопроцентного отсутствия таких галлюцинаций не получится добиться никогда;
в некоторых случаях ИИ‑ассистент могла бы говорить, что это абсурд, но, тем не менее, действительно, «Алиса» отвечает прямо и ссылается на существующие источники, не выдумывает это сама;
существуют механизмы дообучения, когда нейросеть «наказывают» за «придумки» и мотивируют «быть гораздо ближе к источникам»;
Масюк рассказал, что обучение [3] ИИ‑ассистента проходит в три этапа:
на первом берётся «более‑менее весь интернет, очищенный от заведомо каких‑то бессмысленных вещей» — это десятки терабайтов данных;
на втором этапе нейросети дают сотни тысяч вопросов и ответов, написанных редакторами. Так она учится поведению [4], «что следует комментировать, что не следует комментировать»;
третий этап, по словам Масюка, «самый хитрый». «Мы делаем отдельную нейросеть, которая оценивает ответы основной. И следом, соответственно, нейросеть работает, работает, работает, работает, а в это время её оценивает та самая отдельная нейросеть‑судья, скажем так», — пояснил он.
несмотря на работу по дообучению ИИ, «Яндекс» по своим замерам не видит, что недочёты нейросетей являются чувствительными непосредственно для пользователей;
пользователи хотят одновременно и живого общения с некоей фантазией у ИИ, и при этом, чтобы были чёткие факты.
Ранее в интервью издания «Газета.Ru» руководитель продукта «Алиса AI» в «Яндексе» Виталий Данилкин рассказал [5], что ощущение тормозящей «Алисы» возникает у пользователей из‑за их возросших ожиданий от технологии.
Данилкин признал, что разработчики в компании знают о том, что пользователи стали чаще жаловаться на якобы ухудшившуюся работу ИИ‑ассистента. По его словам, подобные наблюдения начали отмечать и некоторые сотрудники «Яндекса». В компании исследовали эту ситуацию и пришли к выводу, что причина находится не в самих технологиях, а в возросшем уровне их ожиданий от пользователей. «Фактически „Алиса“ не стала хуже работать, но пользователи на это жалуются. Причина в том, что пользователям только кажется, что „Алиса“ стала работать хуже. Это ощущение вызывает возросший уровень ожиданий от технологии», — заявил эксперт.
Автор: denis-19
Источник [6]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/22896
URLs in this post:
[1] интеллекта: http://www.braintools.ru/article/7605
[2] рассказал: https://www.rbc.ru/technology_and_media/08/12/2025/693681889a79477f253137c5
[3] обучение: http://www.braintools.ru/article/5125
[4] поведению: http://www.braintools.ru/article/9372
[5] рассказал: https://habr.com/ru/news/970856/
[6] Источник: https://habr.com/ru/news/974436/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=974436
Нажмите здесь для печати.