- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Развитие памяти. Ю.К.Пугач.

Джозеф Вейсс «Подсознательная работа разума»

Как лечит психотерапевт? Он старается воздействовать на подсознание своего пациента. Отсюда другой, не менее важный вопрос: как функционирует подсознание?

Согласно общепринятому мнению, люди не способны подсознательно осуществлять те виды интеллектуальной деятельности, которые производятся сознательно, например, составлять планы. Однако наши исследования терапевтических методов лечения свидетельствуют, что человек способен подсознательно мыслить, предвидеть последствия, принимать решения, составлять и реализовывать планы. Но это еще не все: можно сделать так, чтобы эти способности содействовали выздоровлению больных, помогая управлять иррациональными установками, эмоциями [1], поведением [2].

Целью наших исследований было сравнение двух различных психоаналитических (Фрейдовских) гипотез о природе подсознательной работы разума, имеющих ценность для понимания механизмов терапевтического процесса.

Согласно теории психоанализа у человека с самого раннего детства мощные психические образования, «запретные» для сознания, могут вытесняться в подсознание своего рода «цензурой», которая представляет собой силы, не дающие подавленному психическому материалу вновь проникать в сознание. Однако эти вытесненные в подсознание психические образования (к ним Фрейд вначале относил главным образом сексуальные и агрессивные импульсы, а затем причислил к ним убеждения, суждения и такие переживания, как стыд и чувство вины) продолжают влиять на настроение и поведение [3] человека. Следовательно, они могут усугублять симптомы, заставляющие человека обращаться к психотерапевту, — необъяснимую депрессию, беспредметную тревогу и неадекватное поведение, которые, похоже, плохо поддаются контролю со стороны сознания.

Поскольку «цензура» ограничивает осознание человеком причин собственных поступков и переживаний, ограничивая тем самым и его контроль над различными структурами собственной личности, основное внимание [4] в психоаналитической терапии уделяется тому, чтобы помочь пациенту ослабить силы вытеснения и осознать ранее подавленный психологический материал. Психотерапевт предлагает пациенту прибегнуть к свободным ассоциациям, т. е. облечь в слова все приходящие на ум мысли, образы, воспоминания или переживания. Подобные ассоциации [5] дают ключ к пониманию неосознаваемых влечений и интересов пациента. Психотерапевт соответствующим образом интерпретирует заявления пациента, объясняя ему, какие желания, страхи, убеждения, чувство вины или иные психические образования лежат в их основе. Считается, что объяснение психотерапевта помогает больному постичь, каким образом подсознание влияет на его осознанные мысли, переживание, поведение.

Обе гипотезы, на которых мы сосредоточим свое внимание, согласуются с основными положениями теории психоанализа, но они существенно расходятся в положении о том, в какой степени человек способен контролировать работу своего подсознания. Первая гипотеза, которую мы называем динамической, предполагает, что человек вообще не может или лишь в малой степени может контролировать свою подсознательную психическую жизнь. По этой гипотезе деятельность подсознания складывается главным образом из сил двух типов. С одной стороны, требующие удовлетворения сексуальные и агрессивные импульсы стремятся проникнуть в сознание; с другой стороны, им противодействуют силы вытеснения. Подсознательные импульсы и силы вытеснения взаимодействуют подобно тому, как взаимодействуют физические силы. Так, две противоположные силы взаимо-уничтожатся, если они равны по величине; в противном случае большая сила одолеет сопротивление меньшей. Взаимодействие этих сил и определяет поведение человека.

Вторая гипотеза, которую мы называем гипотезой контроля, допускает, что человек способен в некоторой степени контролировать работу своего подсознания: импульсы и другие психические образования хранятся в подавленном состоянии не из-за того, что силы вытеснения неизбежно превалируют над неосознанными импульсами, но благодаря тому, что человек может, основываясь на своем прошлом опыте [6] и оценивая настоящее, бессознательно решить, что переживание-либо выражение тех или иных вытесненных ранее психических образований представляло бы для него опасность. Так, возможно, подсознательно принимается решение о том, что проявление любви к определенному человеку грозит унижением.

Гипотеза контроля, кроме того, предполагает, что пациенты, решившие прибегнуть к психотерапии, имеют сильное подсознательное желание вылечиться, а следовательно, подсознательно (равно как и сознательно) хотят осознать вытесненный психический материал и уяснить его значение, а значит, могут решиться на извлечение ранее подавленного психического материала и осознание его, если это больше не представляется ему опасным.

ЕИ может иметь следующий вид:

[7]

Причем мысль о том, может ли планирование происходить на подсознательном уровне, на этапе первого чтения несущественна: пока важно понять две гипотезы и теорию «цензуры», на которой они строятся. При вторичном, внимательном чтении выстроится полная логическая цепочка, в которой найдет свое место и первая мысль. Однако на практике почти невозможно сразу определить, какая мысль основная, а какая — ее следствие, поэтому обычно в ЕИ включаются все более или менее крупные мысли.

Тем не менее общая картинка ЕИ оказывается небольшой — ее легко удерживать в памяти [8]. Она становится символом общей идеи статьи и служит фундаментом для понимания дальнейшей информации.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/3001

URLs in this post:

[1] эмоциями: http://www.braintools.ru/article/9540

[2] поведением: http://www.braintools.ru/article/9372

[3] поведение: http://www.braintools.ru/article/5593

[4] внимание: http://www.braintools.ru/article/7595

[5] ассоциации: http://www.braintools.ru/article/621

[6] опыте: http://www.braintools.ru/article/6952

[7] Image: http://www.braintools.ru/wp-content/uploads/2011/01/ei.png

[8] памяти: http://www.braintools.ru/article/4140

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100