- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Тренинг мозга. Вячеслав Мещеряков. Тренинг мозга.

Сознание и его обитатели

Прежде всего скажем, что ответа на вопрос «что такое сознание?» сегодня не знает никто. Среди ученых много лет продолжаются жаркие дискуссии на эту тему, однако точного и исчерпывающего определения сознания до сих пор не выработано. Как выразился однажды известный российский писатель, склонный к рассуждениям на философские темы, М. Мамардашвили, « сознание есть нечто такое, о чём мы как люди знаем всё, а как учёные не знаем ничего». В существующей палитре мнений присутствуют как вполне здравые суждения, опирающиеся на достижения современной науки, так и совершенно фантастические и абсолютно непродуктивные представления, принадлежащие «любителям поговорить о тайнах природы», не обремененным знаниями. К последним относятся устаревшие фантазии XIX века о том, что «из человека что-то вылетает, существует самостоятельно, приобретая на стороне информацию об окружающем мире, вплоть до прошлых его состояний, а потом это нечто (сознание, душа или что-то еще) снова возвращается в человека». К этому же разряду принадлежат умозаключения о том, что сознательные процессы протекают не в мозге человека [1], а где-то на стороне, например, в «мировом разуме». Мозг в этом случае является только неким подобием «радиопередатчика и «радиоприемника» для связи человека с «мировым органом мышления». Допустить некоторую аналогию мозга с «приемопередатчиком», обеспечивающим связь с «иным миром», действительно можно. Но нужно иметь в виду, что такая аналогия является весьма и весьма условной, так как мозг для осуществления такой связи не нуждается в посреднических услугах какого-либо постороннего агента, будь то электромагнитное поле или какая-нибудь гипотетическая субстанция. Кроме того, осуществление взаимодействия мозга с «иным миром» возможно только при достижении, хотя бы на очень короткий   промежуток  времени,   особого  состояния   психики,   в котором привычные мыслительные процессы, обычно отождествляемые с сознанием, либо заторможены, либо попросту отсутствуют.

Несмотря на трудности с определением понятия «сознание», существующие в современной культуре, мы, тем не менее, с целью хотя бы грубого понимания механизмов психофизического тренинга мозга [2], остановимся на некоторых особенностях функционирования этого обыденного состояния мозга.

В самом общем виде, сознание – это мозговой аппарат или механизм реконструирования внутреннего, субъективного образа окружающего мира, информация о котором получена чувственным способом, то есть с помощью органов восприятия [3]. Особенностью процесса реконструкции, то есть осознания, присущей только человеческому мозгу, является то, что восстановленный «в уме» образ внешнего мира может быть передан другим людям, главным образом, с помощью речевой функции мозга [4].

Таким образом, сознание — это часть физико-химических и электромагнитных процессов, протекающих в мозге. Причем, часть, хотя и небольшая по объему (возможно, не более 1% от всего объема таких процессов), но для человека очень важная. Ведь именно она отличает его от животных, делая человека человеком. Совокупность процессов взаимодействия множества химических веществ и их взаимных превращений, происходящих в клетках мозга, по конечным результатам, которые «осознаются» человеком, можно разделить, по меньшей мере, на два уровня.

Первый, или низший уровень — это процессы перекодирования результатов физико-химических реакций [5] на другой язык, доступный пониманию человека. Грубо говоря, это и есть собственно процесс «осознания». Мозг использует два типа такого языка: вербальный, то есть словесный, и язык чувств и ощущений. Сущность перекодирования сводится к тому, что некоторым физико-химическим взаимодействиям, протекающим в различных отделах мозга, ставятся в соответствие результаты других физико-химические процессов, записанные в памяти [6], которые для человека имеют вполне определенные словесные или чувственные обозначения. Это похоже на процесс расшифровки записи, сделанной на «тайном языке». Коды к такому «тайному языку» химических взаимодействий, хранящиеся в долговременной памяти [7], появились там либо в результате наследственной передачи (это в основном язык чувств и ощущений, или инстинкты), либо при обучении [8] человека с первых дней его жизни. Появление словесного эквивалента некоего результата физико-химического взаимодействия в клетках мозга воспринимается человеком как «появление мысли». Другие же результаты иных физико-химических взаимодействий, протекающих в других клетках и отделах мозга, расшифровываются как чувства или ощущения, например, радость или боль [9], визуальный образ или даже «ощущение истины».

Некоторые ученые считают, что перекодировка результатов физико-химических реакций в чувства и ощущения (в простейших формах они выражаются в двигательной реакции) не является признаком сознания, так как ею наделены, хотя бы в элементарной форме, все живые существа, вплоть до простейших животных и растений. Да, это так. Однако только человек способен произвести двойную перекодировку, то есть назвать появившееся чувство или ощущение словом, или при помощи слова описать визуальный образ. Другими словами, превратить чувство или ощущение в «мысль». Кроме того, только человек наделен столь обширной «библиотекой» или «базой данных» чувств и ощущений, в которые может быть перекодировано гораздо больше результатов физико-химических взаимодействий, по сравнению с любым животным. Поэтому у нас есть все основания причислить этот элемент мозговой деятельности к процессам сознания.

Второй или высший уровень сознания подразумевает существование физико-химических и электромагнитных процессов, обеспечивающих «выработку или формулирование суждений». Этот уровень можно назвать «интеллектуальной деятельностью сознания», «интеллектом» или «мышлением». Такой тип процессов включает в качестве составной части низший уровень и основывается на нем и, по сравнению с ним, охватывает больше отделов мозга и большее количество нервных клеток. Если человек в процессе тренинга мозга оказывает какое-либо влияние на низший уровень сознания, то, автоматически, это отражается и на высшем.

Таким образом, то, что мы называем сознанием, является возвышающейся над водой небольшой вершиной айсберга процессов физико-химической и электромагнитной природы. У этой вершины нет постоянного, раз и навсегда закрепленного за ней местоположения: процессы осознания происходят во многих частях и отделах мозга. Огромная подводная часть айсберга — это то, с чем у нас обычно, со времен психиатра З. Фрейда, ассоциируются понятия «бессознательное содержание психики» или «подсознание», то есть это физико-химические процессы не прошедшие этап перекодирования и поэтому не ставшие достоянием сознания.

Мыслительные явления, протекающие в мозге, характеризуются еще одной важной особенностью. Они являются продуктом двух типов реакции нервных клеток и их крупных групп — ансамблей, происходящих под влиянием физико-химических процессов. Это реакции возбуждения [10] и торможения. Для нормальной работы мозга чрезвычайно важно сохранение равновесия, баланса этих процессов. Мозг устроен таким образом, что каждому процессу возбуждения должен соответствовать процесс торможения, который, в конце концов полностью гасит возникший очаг возбуждения. Если торможения в силу каких-либо нарушений не происходит вообще или оно протекает не в полной мере, в мозге остаются очаги возбуждения, проявляющиеся в сознании как психические расстройства, например, различного вида фобии.

Чем спонтанно и хаотично заполняется человеческое сознание? Это могут быть мысли, выраженные в вербальной, то есть в словесной форме. А также визуальные, тактильные, обонятельные и прочие образы, чувства и ощущения, возникающие как при работе органов восприятия, так и в нашем воображении. Генераторами процессов случайного мыслеобразования является память и бессознательные процессы, постоянно протекающие в мозге, но не всегда осознаваемые человеком, то есть не всегда «всплывающие» в сознании. Те же источники могут генерировать не только мысли, но и чувства, и их более интенсивные и сильные формы — эмоции [11]. Беспричинные, не вызванные сиюминутными обстоятельствами беспокойство или раздражение, умиление или гнев, зависть или радость и многие другие, так хорошо знакомые каждому человеку чувства и эмоции [12] — это еще один наполнитель пустот в расслабленном, отдыхающем от более важных дел, сознании.

Такому сознанию природой уготовано принять еще один балласт, не позволяющий насладится пустотой и безмолвием. Это — желания, генерируемые не физиологическими потребностями [13] человека, а воображением.

Подстегнутые мечтами, чего только мы не желаем! Идя по улице, через витрину кафе увидели пьющего кофе человека, — и нам тоже захотелось чашечку кофе. Заметили на рекламном плакате белый теплоход в морских просторах, — и мгновенно вспыхивает желание: хочу в отпуск, на море! Ну а в магазины и заходить нельзя, — сразу же начинаем ощущать потребность то в одном, то в другом предмете.

А еще мы все постоянно мечтаем быть очень богатыми, очень здоровыми, очень всеми любимыми и очень, очень счастливыми. Но от таких желаний, которые сродни пустым мечтаниям, человеку никакого проку нет! Они только, как червь яблоко, подтачивают нашу психику. Они, являясь мечтательной разновидностью мыслей, нужны сознанию не более чем мешки с песком, которые берут с собой путешественники на воздушных шарах для того, чтобы сбросить этот балласт на определенном этапе полета.

И все эти вторичные наполнители сознания — мысли, желания и эмоции, вынужденно рождены мозгом, чтобы защитить себя от несанкционированного сознанием взаимодействия с «иным миром». Выполняя функции защитников, они очень часто порабощают своего господина. При слишком большой свободе любого из этих искусственных созданий, при недостаточной эффективности процессов их торможения, они могут трансформироваться в фобии, навязчивые идеи, психологические комплексы и другие малоприятные для любого человека психические явления. Они могут навязать своему хозяину невротический тип поведения [14] или даже стать источником серьезного психического заболевания.

Рецитация рефла совместно с другим психофизическим действием, о котором будет сказано в следующей главе, вытесняет из сознания и заменяет собой весь этот легион случайно и хаотично рождающихся мыслей, желаний и эмоций. Причем, вытесняет не куда-нибудь в глубины подсознания, где те будут продолжать свою разрушительную работу над психикой, а попросту уничтожает, вымывает из разума. И происходит это под воздействием активизированных процессов торможения, восстановивших равновесие с процессами возбуждения.

Многократное или постоянное повторение [15] рефла очищает сознание от назойливых и небезопасных защитников, принимая на себя функцию контролера за взаимодействием с «иным миром». Впрочем, этот контролер находится под управлением сознания и может по желанию человека быть выключен. Совсем не случайно несколько тысяч лет назад одним из предназначений слова арийские мудрецы стали считать «освобождение ума» от мыслительного и чувственного мусора, которым заполнена психика любого человека, и который не только препятствует проникновению в «иной мир», но и отрицательно влияет на здоровье человека.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/4366

URLs in this post:

[1] мозге человека: http://www.braintools.ru/article/7543

[2] тренинга мозга: http://www.braintools.ru/article/4549

[3] восприятия: http://www.braintools.ru/article/7534

[4] функции мозга: http://www.braintools.ru/article/5033

[5] реакций: http://www.braintools.ru/article/1549

[6] памяти: http://www.braintools.ru/article/4140

[7] долговременной памяти: http://www.braintools.ru/article/9500

[8] обучении: http://www.braintools.ru/article/5125

[9] боль: http://www.braintools.ru/article/9901

[10] возбуждения: http://www.braintools.ru/article/9158

[11] эмоции: http://www.braintools.ru/article/9540

[12] эмоции: http://www.braintools.ru/article/9387

[13] потребностями: http://www.braintools.ru/article/9534

[14] поведения: http://www.braintools.ru/article/9372

[15] повторение: http://www.braintools.ru/article/4012

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100