- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Информация. Подборка из книг. Неужели я гений? В. Венгар, Р. Поу. Усиление обратной связи.

Цепь экспрессии

Открытие Даймон подтверждает то, что известно нейрологии уже более восьмидесяти лет: физическое развитие существенной части мозга [1] зависит не от наследственности и не от внешних стимулов, а от обратной связи с нашей собственной спонтанной и экспрессивной активностью. Я называю это явление цепью экспрессии.

Еще в 1911 году Сантьяго Рамон-и-Кахаль заметил, что микронейроны мозжечка [2] развиваются в прямой зависимости от активности ребенка. Позднее нейрофизиолог Хосе Дельгадо установил, что до 90% нейронов мозга формируются после рождения и их количество и структура в значительной степени зависят от характера информации, поступающей из окружающей среды.

Несмотря на то, что эти удивительные свойства обратной связи известны столь давно, их значение для ускоренного обучения [3] до сих пор не оценено по достоинству.

Ползайте!

Некий психолог исследовал два племени американских индейцев, которые обитали настолько близко друг к другу, что территории их резерваций пересекались. Оба племени жили в сходных культурных и экономических условиях. И тем не менее у людей одного племени коэффициент IQ [4] был на 25 пунктов выше, чем у другого. Оказалось, что в одном племени младенцам позволяли свободно ползать, а в другом племени (с низким коэффициентом IQ) их движения строго ограничивали.

Исследования, проведенные доктором Реймондом Дартом, работающим в Институте человека в Филадельфии, содержали аналогичные наблюдения. Дарт открыл «австралопитека» — недостающее звено эволюции. В настоящее время его институт занимается общими проблемами развития человека. Исследуя первобытные общины, там обнаружили, что те племена, в которых младенцы могли свободно ползать, имели более развитое общество, более высокие технологии и даже зачатки письменности. В тех племенах, где детям не разрешалось ползать, письменность совершенно отсутствовала, научить читать таких людей можно было лишь с большим трудом. Более того, у людей из этих племен возникали затруднения при попытке сфокусировать зрение [5] на расстоянии руки — то есть именно на том расстоянии, на котором и держат книгу при чтении, листок бумаги при письме, инструменты при работе. Действительно, «цивилизация была создана на расстоянии вытянутой руки», — как остроумно заметил когда-то пионер ускоренного обучения доктор Гленн Доумен.

Цепь “глаз-рука”.

Понаблюдайте за глазами младенца, который ползет по полу на четвереньках. Когда рука передвигается вперед, глаза ребенка фокусируются на ней, и это движение повторяется тысячи раз. Младенец не только учится ползать, но и тренирует глаза для работы на расстоянии вытянутой руки. Всякий раз, когда ребенок выражает свою волю, протягивая руку, он получает обратную связь — через прикосновение к полу, созерцание [6] руки и переживание успешности собственных действий.

Модель цепи экспрессии при ее более широком понимании способна пополнить непрекращающуюся дискуссию о роли стимулирующей среды в развитии ребенка. Традиционный метод создания развивающей среды предусматривает размещение около кроватки разноцветных елочных огней. Хотя это и стимулирует зрение ребенка, однако не создает никакой обратной связи. Елочные огни будут способствовать развитию мозга не более, чем наблюдение за играющими собратьями способствовало развитию мозга крыс-наблюдателей.

Модель, более соответствующая цепи экспрессии, должна предусматривать возможность влиять на горящие лампочки — например, нажимая на кнопки панели управления. Тогда у ребенка появится мгновенная обратная связь с собственными движениями. Для более старших детей полезны игрушки, которые крутятся и мерцают при прикосновении.


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/4686

URLs in this post:

[1] мозга: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain

[2] мозжечка: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain/cerebellum

[3] обучения: http://www.braintools.ru/article/5125

[4] IQ: http://www.braintools.ru/article/7605

[5] зрение: http://www.braintools.ru/article/6238

[6] созерцание: http://www.braintools.ru/article/4334

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100