- BrainTools - https://www.braintools.ru -
Дизартрия (из др.-греч. δυσ- — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга [1]. При дизартрии в отличие от афазии [2] ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция [3]. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия [4] речи на слух [5], чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий.
Проявления
Нарушение звукопроизношения и речи легко распознаются, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. Образный «диагностический симптом» дизартрии: «Говорит, как с кашей во рту». В свою очередь дизартрия является одним из признаков бульбарного или псевдобульбарного паралича.
Формы дизартрий
Формы дизартрии зависят от места поражения. Различают несколько форм дизартрии:
Диагноз
Диагноз дизартрии выставляется врачом с учётом заключения логопеда. Логопед, в свою очередь, исследует не только особенности и характеристики нарушения звукопроизношения, но и всех других сторон речи и отражает состояние речи в речевой карте. Немаловажная роль отводится исследованию общего интеллектуального развития ребенка, проводимого практическим психологом).
Лечение и коррекция
При дизартрии требуется комплексное лечебно-педагогическое воздействие. Логопедическая коррекция производится в сочетании с медикаментозным лечением и ЛФК. Особое значение приобретает использование при коррекции произносительной стороны речи логопедических инструментов. В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. Наиболее целесообразно обучение [8] таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада, в школьные годы — в специальных речевых школах.
Прогноз
Прогноз неопределённый. Целью работы логопеда является достижение понятной окружающим речи.
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/brain-disease/ataxiophemia
URLs in this post:
[1] мозга: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain
[2] афазии: http://www.braintools.ru/brain-disease/aphasia-classification
[3] артикуляция: http://www.braintools.ru/article/5128
[4] восприятия: http://www.braintools.ru/article/7534
[5] слух: http://www.braintools.ru/article/6251
[6] продолговатый мозг: http://www.braintools.ru/article/9204
[7] мозжечка: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain/cerebellum
[8] обучение: http://www.braintools.ru/article/5125
Нажмите здесь для печати.