- BrainTools - https://www.braintools.ru -

Воображение

Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество [1], игра, человеческая память [2]. Разновидность творческого воображения — Фантазия. Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения [3] является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Согласно М. В. Гамезо и И. А. Домашенко: «Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте». Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов). Принимая во внимание [4] сложное функциональное строение, Л. С. Выготский считал адекватным применение понятия психологической системы.

По мнению Э. В. Ильенкова, традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию. Главная — позволяет видеть то, что есть, то, что лежит перед глазами, то есть основной функцией воображения является преобразование оптического явления на поверхности сетчатки в образ внешней вещи.

Классификация процессов воображения

По результатам:

  • Репродуктивное воображение.(воссоздание действительности такой какая она есть)
  • Продуктивное (творческое) воображение
    • с относительной новизной образов;
    • с абсолютной новизной образов.

По степени целенаправленности:

  • активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение.
  • пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

  • конкретное
  • абстрактное

По приёмам воображения:

  • агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов;
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей;
  • схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;
  • типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях.

По степени волевых усилий:

  • преднамеренное
  • непреднамеренное

Четырехэтапная модель творческого процесса Уоллеса

  • Стадия приготовления, сбор информации. Заканчивается ощущением невозможности решить проблему.
  • Стадия инкубации. Ключевая стадия. Человек сознательно не занимается проблемой.
  • Инсайт (озарение [5]).
  • Проверка решения.

Механизмы воображения

  • агглютинация — создание нового образа из частей других образов
  • гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей
  • схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
  • акцентирование — подчеркивание особенностей объектов
  • типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях

Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления [6]:

  • беглость
  • гибкость
  • оригинальность
  • точность

Развитие воображения у детей

Через творчество у ребенка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Развитию воображения способствуют

  • ситуации незавершенности
  • разрешение и даже поощрение множества вопросов
  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок
  • билингвистический опыт [7]
  • позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • конформность
  • неодобрение воображения
  • жесткие полоролевые стереотипы
  • разделение игры и обучения [8]
  • готовность к изменению точки зрения
  • преклонение перед авторитетами

Воображение и реальность

Мир воспринимается как интерпретация данных, поступающих от органов чувств [9]. Будучи таковым, он воспринимается реальным в отличие от большинства мыслей и образов.

Функции воображения

  • представление действительности в образах, а также создание возмож­ности пользоваться ими, решая задачи;
  • регулирование эмоциональных состояний;
  • произвольная регуляция познавательных процессов и состояний чело­века, в частности восприятия [10], внимания, памяти, речи, эмоций [11];
  • формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
  • планирование и программирование деятельности, составление про­грамм, оценка их правильности, процесса реализации.

Воображение и когнитивные процессы

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта.

Взаимосвязь воображения и органических процессов наиболее ярко проявляется в следующих явлениях: идеомоторный акт и психосоматическое заболевание. На основе связи между образами человека и его органическими состояниями строится теория и практика психотерапевтических воздействий. Воображение неразрывно связано с мышлением. Согласно Л. С. Выготскому, допустимо высказывание о единстве этих двух процессов.

И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями [12] личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. В зависимости от ситуации, запаса времени, уровня знаний и их организации одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти (энграммы). Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Принципиальное различие между памятью и воображением обнаруживается в различном направлении процессов активного оперирования с образами. Так, основной тенденцией памяти является восстановление системы образов, максимально приближенной к ситуации, которая имела место в опыте. Для воображения, напротив, характерно стремление к максимально возможному преобразованию исходного образного материала.

Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов и, в то же время, само зависит от восприятия. Согласно идеям Ильенкова, главной функцией воображения является преобразование оптического явления, состоящего в раздражении световыми волнами поверхности сетчатки, в образ внешней вещи.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция [13] или чувство может стать причиной активной деятельности воображения. Данная система подробно рассмотрена Л. С. Выготским в его работе «Психология искусства». Основные выводы, к которым он приходит, можно изложить следующим образом. Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе». На основе этого Выготский делает вывод, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции [14]. Согласно закону однополюсной траты энергии, нервная энергия имеет тенденцию к тому, чтобы растрачиваться на одном полюсе — или в центре или на периферии; всякое усиление энергетической траты на одном полюсе немедленно же влечет за собой ослабление ее на другом. Таким образом, с усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции ее периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности. Таким образом воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения [15]. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии [16]


Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru

Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/imagination

URLs in this post:

[1] творчество: http://www.braintools.ru/creation

[2] память: http://www.braintools.ru/article/4140

[3] зрения: http://www.braintools.ru/article/6238

[4] внимание: http://www.braintools.ru/article/7595

[5] озарение: http://www.braintools.ru/article/7570

[6] мышления: http://www.braintools.ru/thinking

[7] опыт: http://www.braintools.ru/article/6952

[8] обучения: http://www.braintools.ru/article/5125

[9] органов чувств: http://www.braintools.ru/article/9438

[10] восприятия: http://www.braintools.ru/article/7534

[11] эмоций: http://www.braintools.ru/article/9540

[12] потребностями: http://www.braintools.ru/article/9534

[13] эмоция: http://www.braintools.ru/article/9387

[14] реакции: http://www.braintools.ru/article/1549

[15] поведения: http://www.braintools.ru/article/9372

[16] Материал из Википедии — свободной энциклопедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

www.BrainTools.ru

Rambler's Top100