- BrainTools - https://www.braintools.ru -
У переводчиков есть понятие “слова-ловушки [1]” — реактивное мышление [2], когда ты видишь слово, очень похожее на слово из твоего языка, и на автомате пытаешься его перевести. Но на самом деле оно значит совсем другое.
С термином “скорочтение” есть похожая проблема. Многие, незнакомые со скорочтением, думают, что это исключительно про то, чтобы читать больше слов в минуту.
Но на самом деле метрика скорочтения строится на двух критериях: первый — это скорость прочтения материала, а второй — обязательный показатель — процент усваиваемости материала.
И как раз скорочтение — это отношение скорости к проценту усваиваемости.
Если ты быстро просмотрел книгу, но ничего не запомнил, твоя скорость чтения равна нулю.
Когда про это так рассказываешь человеку, всё становится логично [3], и он удивляется, как раньше этого не замечал.
Забавно, что именно эта проблема реактивного мышления [4] в некотором роде лежит в основе скорочтения — позволяя ускорять его в разы.
Дело в том, что вы сначала сформировал себе ошибочное восприятие [5], а потом прочитал правильный текст. Шанс, что вы запомните правильный тезис, многократно возрастает.
Всё дело в том, что у вас в мозге [6] уже было конкретное место для этой идеи — оставалось лишь пересмотреть своё восприятие.
Возникает конфликт [7]: мозг не любит выкидывать старую информацию, не любит противоречия, он буквально создан, чтобы их избегать и реактивно разруливать. Ох, как много, у нас в голове хаков для этого.
Поэтому мозг начинает думать: “Подожди, давай проверим, стоит ли верить этому новому тезису?”
Но если вы сами логически пришли к выводу из текста, что “да, здесь всё так”, новая информация лучше отложится.
Например, по этой причине я совершенно не мог запоминать даты и географические объекты в школе.
У меня в голове просто не было общей картины — некуда было сохранить эту информацию даже в первый раз.
Возможно, я и запоминал, в каком году кто родился, но вспомнить потом не мог, потому что в моём мозгу не было “тропинки” к этому тезису.
С этой точки зрения [8] наша память [9] — это знания, которыми мы владеем, и связи между ними.
Нельзя запомнить информацию, если нет способа или тропинки её вспомнить.
Отсюда вывод: скорочтение — это не про чтение, а про обучение [10] и синтез информации.
Поэтому его подходы идеально применимы именно в обучении.
Вообще, насчёт обучения стоит сделать одну маленькую ремарку, простое, но не очевидное умозаключение:
Вас как человека невозможно ничему научить. Нет никакого способа положить информацию в вашу голову.
Ещё хуже: нет способа организовать там связи. Потому что связи зависят только от того, что вы уже знаете и как вы это понимаете.
Кстати, ровно по этой причине можно сказать: да! Мы всегда читаем разные книги и разные тексты.
Скорость чтения сама по себе бесполезна. Умение запоминать важно, но всегда в контексте: мы запоминаем ради чего-то. Это и есть обучение.
А вот обучение интересно нам всем, особенно в нашей профессии.
Не стоит думать, что обучение — это только про курсы. Нам всегда нужно учиться.
Курсы отличаются лишь тем, что они пытаются создать благоприятные условия для обучения (а мы — нет 🙂↔️).
Поэтому было бы неплохо иметь навык — учиться.
Итак, давайте теперь я расскажу, что можно использовать для повышения скорости и качества обучения — ведь все важные навыки мы уже разобрали, осталось сложить их в общую картину.
Вам нужно сформулировать цель: зачем вы разбираетесь с информацией, зачем её читаете или смотрите.
Наш мозг устроен так, что он селективно воспринимает информацию — только ту, что нужна для достижения цели.
Если цель не обозначена, мозг запомнит что-то случайное.
Вы уже умеете это делать, когда что-то ищете: вы обращаете внимание [11] только на информацию, связанную с вашим запросом. Здесь — то же самое.
Перед началом обучения ознакомьтесь со структурой материала.
Если это книга — прочитайте оглавление, краткое описание каждой главы, введение и заключение.
Прочитайте всё это заранее.
Постарайтесь в голове сложить предварительную структуру — в будущем именно в эти “ячейки” будет укладываться новая информация.
Попробуйте на основе своих знаний предположить, что будет в каждом разделе.
Неважно, правы вы или нет — главное, чтобы вы заполнили структуру какой-то информацией.
На этапе чтения у вас будут возникать конфликты — вы будете сталкиваться с неправильными предположениями (которые сами же и сделали).
Вашему мозгу придётся пересматривать эти утверждения.
К счастью, они будут достаточно просто разбиваться, и мозг согласится заменить их на правильные, а вместе с этим строить новые связи.
Поэтому важно задаваться вопросами:
Почему материал структурирован именно так?
Чего мне не хватает для полного понимания уже сейчас?
Вам нужно будет подвести итоги:
Что вы думали изначально и что получили по итогу.
Что вы получили того, чего не ожидали, и почему это было добавлено в материал.
Вспомнить свои заметки: то, что вы не увидели в материале, но думали что оно там будет. Подумать, пересмотреть — может быть, это уже неважно, или автор ответил на это иначе.
Оно применимо к любому масштабу информации:
К одному уроку,
К целой книге,
К курсу.
Обучение происходит всегда.
Просто не всегда кто-то для нас структурирует информацию в виде книги или курса.
Это может быть рабочая вики или документ от коллеги.
Есть ещё задача со звёздочкой.
Если вы ещё помните, с чего начинался этот материал — там было упомянуто архитектурное мышление.
Если вы читали текст по предложенному принципу, вы должны были задаться вопросом: “А где же архитектурное мышление?”
Всё просто.
Архитектурное мышление – это способность видеть систему в целом: её элементы и правила их взаимодействия.
Не просто как работает каждый отдельный элемент, а зачем он здесь, какую цель и задачу он решает в системе.
И забавно, как подход к обучению, скорочтению и проектированию архитектуры на самом деле говорит об одном и том же:
Цель обучения — построить в голове непротиворечивую картину знаний, применимых для решения задач.
Цель скорочтения — усвоить эту систему, встроить её в существующую структуру знаний.
Цель архитектора — спроектировать систему, которая отвечает внешним требованиям и решает конкретные задачи.
Везде, где появляется слово “система”, появляется и слово “архитектура”.
Английский язык — это тоже система. Его нельзя изучить, заучивая отдельные слова без понимания связей между ними.
Так что познание — это систематизация.
Навык обучения и запоминания [12] — это проявление архитектурного мышления.
Ключевое отличие навыка от опыта [13] заключается в том, что мы понимаем, когда и зачем применять эту систему, а не только можем её описать и перечислить все элементы, из которых она состоит.
Так что каждый человек в некотором смысле — архитектор. Жизни, кстати, тоже. Но об этом как-нибудь в другой раз. А на этом у меня все, буду рад обсудить свами эти тем тут, или пообщаться лично в Twitter [14] и Telegram [15], надеюсь вам это показалось полезным!
Автор: DragorWW
Источник [16]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/14659
URLs in this post:
[1] слова-ловушки: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B7%D1%8C%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0#:~:text=%D0%9B%D0%BE%CC%81%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B7%D1%8C%D1%8F%CC%81%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%CC%81%D0%B4%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20(%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%B0%20%D1%84%D1%80,%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC%2C%20%D0%BD%D0%BE%20%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85%D1%81%D1%8F%20%D0%B2%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8.
[2] мышление: http://www.braintools.ru/thinking
[3] логично: http://www.braintools.ru/article/7640
[4] реактивного мышления: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B9_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%E2%80%A6_%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B0%D0%B9_%D0%B1%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE#:~:text=%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%201%3A%20%D1%81%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D1%82%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8,%D1%82%D0%BE%D0%BC%20%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9
[5] восприятие: http://www.braintools.ru/article/7534
[6] мозге: http://www.braintools.ru/parts-of-the-brain
[7] конфликт: http://www.braintools.ru/article/7708
[8] зрения: http://www.braintools.ru/article/6238
[9] память: http://www.braintools.ru/article/4140
[10] обучение: http://www.braintools.ru/article/5125
[11] внимание: http://www.braintools.ru/article/7595
[12] запоминания: http://www.braintools.ru/article/722
[13] опыта: http://www.braintools.ru/article/6952
[14] Twitter: https://x.com/DragorWW
[15] Telegram: https://t.me/DragorWW_space
[16] Источник: https://habr.com/ru/articles/904686/?utm_campaign=904686&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss
Нажмите здесь для печати.