Смысл запоминания. Методики. Авторские методики. В. Козаренко. Джордано. Механизмы памяти.

Представьте, что учительница в школе говорит детям: «Дети запомните, пожалуйста, зеленый»

Или преподаватель истории дает задание школьникам: «Запомните даты: 863, 1054, 1302».

Или урок астрономии: «Тема занятия Цефеиды и Пояс Кьюпера. Запишите эти слова и запомните их».

Сразу чувствуется, что в этих заданиях чего-то не хватает, в них присутствует какая-то пустота. Они лишены смысла.

Запоминание одноэлементного сообщения не имеет смысла

Бессмысленно запоминать слово «зеленый». Смысл (СВЯЗЬ) появляется лишь тогда, когда есть второй элемент сообщения: «Улицу можно переходить на зеленый сигнал светофора». (Если зеленый, то можно).

Совершенно бессмысленно запоминать цифры даты: 1302. Смысл появляется лишь при наличии связи этой даты с каким-то событием: «1302 год — созыв Генеральных штатов во Франции». (Если 1302, то Генеральные штаты и Франция).

Запоминание одноэлементного сообщения не имеет смысла по двум причинам.

  • Мозг запоминает только связи. Для образования связи необходимы как минимум два элемента. Один элемент мозг теоретически запомнить не может.
  • Смысл запоминания заключается именно в запоминании связи между несколькими элементами информации. Важно знать (помнить) не слово «Милиция», а связь слова «Милиция» с телефонным номером «02». Только в этом случае человек может использовать ИНФОРМАЦИЮ, т.е. СВЯЗЬ.
    Для людей, изучающих мнемотехнику, очень важно осознать простые и очевидные принципы функционирования памяти человека. Память человека работает по единственному общему принципу: «Стимулреакция (S-R)». Ничего другого нет.

К сожалению, мозг фиксирует любые связи. Адекватные и неадекватные (правильные и неправильные). Вот пример неадекватной связи: «Если снег бросить в огонь, то он превратится в лед».

Усвоенные ложные связи делают поведение и мышление человека неэффективными. На воспринимаемый стимул следует неправильная реакция. Пример. Вы запомнили связь: «Если кошка перешла дорогу, то обязательно будет неприятность». И вот ночью на освещенной дороге в ваш мозг попадает стимул — кошка. Срабатывает связь и вы начинаете реагировать в соответствии с заложенной в ваш мозг связью (S-R). И сворачиваете с освещенной улицы на темную дорожку. Вот здесь то вы реально можете столкнуться с настоящими неприятностями…

Прежде чем запоминать информацию (связи), необходимо удостовериться, что данные связи являются истинными. В противном случае вы превратите свой мозг в «собрание» ложных связей, неправильных программ реагирования.

Теория памяти прочно связана с теорией мышления человека и с теорией формирования личности человека. В излагаемую здесь теорию памяти отлично вписывается «Теория личностных конструктов» Дж.Келли. Этот ученый на интуитивном уровне осознал механизмы формирования личности, сознания и подсознания. Он разработал точные методы выявления существующей в мозге человека СИСТЕМЫ СВЯЗЕЙ, с помощью которой человек реагирует на различные внешние воздействия (S). Так, классическая методика Дж.Келли позволяет очень точно определить программу взаимодействия человека с окружающим его социумом.

Метод «Репертуарных решеток» очень популярен за рубежом. Он часто используется в психотерапевтической практике для выявления неадекватных (ложный) связей в мозге человека, являющихся причиной разных проблем, для последующей их коррекции в глубоком гипнотическом состоянии.

Протестировав несколько десятков человек по этой методике, вы с удивлением обнаружите, что реакции других людей на события, их ценности и взгляды совершенно различные и сильно отличаются от ваших.

Те, кто интересуется теорией личностных конструктов, может познакомиться с книгой «Новый метод исследования личности» в разделе «Обзор литературы».

Понимание истинных механизмов памяти позволит вам понять, как работает метод «вскрытия» глобальной системы реагирования человека. И как эта система реагирования формируется, то есть, как формируется личность и сознание.

Техника запоминания одинаково работает и при запоминании телефонного номера, и при запоминании какого-либо правила — реакции на конкретный стимул. Например, «Не плюй в колодец, из которого пьешь», «Любишь мед, не разоряй сот». Записав в свой мозг с помощью мнемотехники некоторое количество подобных рекомендаций-правил, вы мгновенно измените свои отношения с другими людьми. Если прочитав книгу, вы не запомните специально изложенные в ней правила, то уже через несколько дней вы перестанете ими пользоваться, так как эти правила будут вами забыты.

Информация — это несколько взаимосвязанных элементов, каждый из которых может быть как стимулом, так и реакцией. Смысл запоминания заключается в запоминании связей между подобными элементами. По существу, информацией являются именно сами связи, так как отдельные элементы сами по себе ничего не значат.

Rambler's Top100