- BrainTools - https://www.braintools.ru -
Всем привет! Меня зовут Светлана Данильченко, руковожу проектами в диджитал-продакшене «Далее». Уже 2 года использую AI, чтобы лучше понимать разработчиков, разгружать свой график и сохранять здоровый эмоциональный фон в команде. Делюсь рабочими промтами и тем, что поняла за это время. Статья будет полезна начинающим менеджерам в диджитале, которые хотят быстрее и качественнее вести проекты по разработке.
Раньше я была проджектом в компании, которая занималась лендингами, небольшими интернет-магазинами и промо. Сайты делались под ключ, клиенты не имели глубокого технического бэкграунда, а мой основной фокус был на организации процессов и согласовании бизнес-требований.
На текущем месте мы сотрудничаем с крупным и средним бизнесом, который хорошо разбирается в технических аспектах. И теперь я встречаюсь с заказчиками, которые приходят не с запросом «придумайте и сделайте все сами», а с четким пониманием, что именно нужно и как это должно работать. Продакт-оунеры со стороны клиента формулируют бизнес-требования на языке целей и результатов, а наша задача — понять их, сформулировать требования к разработке и совместно работать над задачей.
И вот тут-то АI мне и пригодился: с ним я сокращаю число обращений к разработчикам и ускоряю выполнение шаблонных задач.
Объяснит терминологию и расшифрует слова разработчика.
Отредактирует и сделает написанное понятнее, если нет времени.
Структурирует данные: напишет саммари для выступления, набросает заметки по встрече, подготовит драфт для постановки задачи.
Предложит базовый шаблон или общий план по предоставленным сведениям.
Неспособность понять, где GPT обманывает или допридумывает — одна из основных проблем молодых проджектов. Когда у тебя уже есть технический бэкграунд, то значительно проще распознать сомнительные моменты.
Мой красный флаг — когда чат-бота сильно заносит. Один из них — если он начинает придумывать период разработки какой-либо задачи. У AI слишком мало контекста, чтобы просчитать сроки. У него нет набора скиллов разработчиков, он не учитывает человеческий фактор и не погружается в процесс создания продукта.
Второй явный триггер некачественного ответа — когда на выходе гораздо больше информации, чем было запрошено. Это значит, что мой промт был недостаточно качественный и идет набор каких-то общих данных.
Для проверки ответа GPT можно потребовать у него ссылки на источники, залезть в поисковик или воспользоваться другим инструментом, например, Perplexity. Но нет ничего надежней, чем уточнить детали у специалистов. При этом после предварительной общени с GPT у вас уже будет общее понимание темы, что сэкономит собеседнику время на объяснение.
Для проджектов на старте — самое то, да и опытным полезно. Хотя бы потому, что GPT можно доверить рабочие задачи, которые раньше съедали по несколько часов. Ниже приведу их примеры, но сначала давайте разберемся в том, как создавать запросы, чтобы получить нужный результат.
Несмотря на возможность AI отвечать почти на любые вопросы, это машина, которая очень буквально понимает запросы. Искусственный интеллект [1] любит конкретику, поэтому для составления промта я руководствуюсь тремя правилами.
Четко и с деталями. Самое важное в начале — дать боту информацию о его роли и опционально о своей: «Представь, что ты в роли Project Manager и тебе нужно…». Плюс GPT в том, что он обращает внимание [2] на историю переписки, хранит в себе весь контекст. Чем больше тонкостей ему расскажешь, тем лучше становится обратная связь от чат-бота.
Без сочинения-рассуждения. Перебарщивать с описанием тоже не нужно. На это уйдет слишком много времени, а в итоге нейросеть не станет размышлять над содержанием своего ответа, а просто перескажет полученный запрос в виде саммари.
Понятно в первую очередь для чат-бота, а не для вас. Когда промт не дает нужный результат, его стоит переформулировать: подать с другого ракурса, пойти от частного к общему, внести уточнения. Нет никакого смысла заставлять нейросеть генерировать варианты к непонятному для нее запросу — придете к искуственно-интеллектуальной отсебятине.
Универсальный рецепт промта — вводим в запрос:
Ваша роль и роль чат-бота в объяснении
Контекст задачи
Что нужно узнать или сделать
Какой результат ожидается от промта и как чат-бот должен помочь
Что ты будешь делать с этой информацией — желательно написать, но не обязательно
В одном диалоговом окне нет смысла каждый раз отправлять объемные промты. Если требуется другой вариант ответа, дополнить его или что-то уточнить, то достаточно отправить кратко «попробуй объяснить иначе», «раскрой подробнее пункт 2». Классно, что чат-бот запоминает ваши диалоги и может переиспользовать информацию с прошлого запроса для объяснения другого.
AI идеально заменяет длительные разговоры с уточнением технических моментов у разработчиков, поиск в Гугле и смэтчивание информации в одно целое. Вот мои примеры запросов:
Промт с вопросом про технологию
«Выступи в роли веб-разработчика. Объясни, что такое Kafka, если я знаю, что такое очереди сообщений, но никогда с этим не работал»
Промт для расшифровки слов технического специалиста
«Объясни, что имел в виду Devops фразой “нужно сменить NS-записи для переезда” в сообщении ТГ, при этом его задача звучала так — “копирование ТЗ из задачи (Devops: нужно создать отдельный поддомен для сайта)” . Что в этой ситуации нужно сделать PM?»
Промт на определение ошибок на сайте или в тестовой среде
«Объясни так, чтобы проджект-менеджер понял, что значит ошибка [3] 429? Кто может быть ответственным за решение такой ошибки в команде?»
Но чаще всего, чтобы разобраться детальнее, нужен ряд промтов, например:
«Выступи в роли веб-разработчика. Объясни простыми словами, что такое CDN, как это работает и для чего это нужно, приведи наиболее популярные примеры использования»
«Объясни подробнее часть про кэширование»
«Напиши, какие могут быть вопросы к разработчикам на проекте с задачей по интеграции CDN-ресурса, если я являюсь проджект-менеджером»
«Напиши, какой может быть план работ по работе с CDN и выдели ответственных разработчиков, девопсов и т.д.»
Однако идти к GPT за уникальными решениями в разработке не стоит. Он не сидит с вами в чате, не слушает созвоны с клиентом, не знает историю кода и нюансов проекта. Не надо надеяться на исчерпывающие ответы от бота.
Все мы сталкиваемся с проблемой «пустого листа», когда думаешь, с чего начать и как структурировать мысли. GPT можно использовать в качестве помощника или друга, который многое знает и хорошо умеет находить информацию. Он способен быстро разобраться в сути и за несколько секунд выдать черновой вариант текста.
Промт, чтобы рассказать клиенту о сложном просто
«Объясни, зачем нужна оптимизация SQL-запросов, если клиенту важно только, чтобы сайт работал быстрее»
Промт с упрощением формулировок
«Напиши объяснение, почему мы не можем быстро добавить фичу X, понятным для клиента языком» + слова разработчика, которые нужно «перевести»
Промт для подготовки ко встрече и обсуждениям проекта
«Я проджект-менеджер, мне нужно провести демо по задаче X. У меня 30 минут на рассказ и 15 минут на вопросы. Демо проводит QA, менеджер говорит вводное слово. Составь сценарий и потенциальные вопросы»
С чем AI вам не поможет, так это с самим подходом к клиенту. Заказчики бывают разными, их стиль коммуникации — тоже. И, общаясь через мессенджеры, не всегда удается понять тон человека, его настроение и реальное мнение. Появляется соблазн спросить у нейросети: как быть, как отвечать. Но бот не мыслит эмоциями [4], скорее всего, вы закончите переписку на стандартных рекомендациях и потратите время впустую.
AI одномоментно анализирует и структурирует большое количество информации. Ему лишь надо подсказать, что требуется и на чем акцентировать внимание. Безусловно, в ответе чат-бота необходимо все перепроверить на фактическую точность.
В случае с постановкой задач для других специалистов AI может помочь с излишней нагрузкой и сделать неплохой драфт, который самостоятельно можно довести до ума и занести в тикет-систему.
Промт для постановки задач разработчикам
«Возьми заметки с созвона с клиентом и сформулируй задачу разработчику, при этом раздели на 2 задачи — фронтенд и бекенд-разработчику»
Промт для создания шаблона роадмапа
«Возьми бизнесовую задачу, помоги составить структуру роадмапа. Я вижу таблицу так, где столбцы: название сущности, описание, ответственный, этап проекта, сроки, строки – подробное наполнение. Составь этапы так, чтобы проект имел MVP этап и остальные (1, 2 и тд)»
Из неудачных попыток — пробовала с GPT систематизировать совместную работу трех обособленных команд. Суть в том, что у каждой их них своя зона ответственности на проекте, а мы аккумулируем все по проекту в единую базу.
Мне требовалось все структурировать так, чтобы отслеживать сроки: когда к нам придут задачи от одной и второй команды, когда мы их возьмем в работу, когда нам нужно отдать какую-то аналитику. Чат-бот был не готов к настолько сложной аналитике и выдавал слишком простые таблички, которых полно в сети. В итоге совместно с бизнес-аналитиком выстроили подходящую архитектуру процессов.
Зная возможности AI, вполне реально в разы улучшить и оптимизировать работу. Приведу пример из недавней практики. Нам нужно было добавить новую платежную систему на сайт клиента — СБП c оплатой по QR-коду и бонусами. И я решила посмотреть, как с ней справится нейронка.
Первый промт. «Выступи в роли менеджера проектов. Составь краткий план по задаче: нужно интегрировать новую платежную систему по СБП для сайта c оплатой по QR-коду и бонусами. Менеджер проектов имеет команду из бекенд-разработчика, фронтенд-разработчика, аналитика и QA, дизайном занимается сторонняя команда. Сайт — крупный интернет-магазин, в котором уже есть другие системы оплаты»
Ответ:
Анализируем ответ: GPT тщетно пытается предложить сроки. Но мы на них не ориентируемся — все зависит от загрузки и скилла команды.
Вижу, что он забыл про сторону бизнеса и самой платежной системы: запрос документации, ключей/доступов для интеграции, тестовые данные и прочее. Но общий план у нас есть, мы понимаем ключевые моменты и двигаемся дальше.
Второй промт. «Что нужно будет получить от самой платежной системы? Какие вопросы подойдут для первичного звонка с ее представителями?»
Во втором промте про роли ничего не написано, потому что чат-бот идет по истории переписки и уже их запомнил.
Анализируем ответ: достаточно много лишнего. Надо определиться, что из этого действительно стоит забрать на брифинг. Например, со стороны бизнеса уже принято решение об интеграции с платежной системой и подписывается договор, и нам, как подрядчику, не надо обсуждать комиссии и бонусы между третьими лицами.
Третий промт. «На основе ответов подготовь первичную постановку задачи для аналитика проекта»
Тут я уже прошу перейти к драфтовой задаче для специалиста.
Анализируем ответ: исходя из выданного GPT уже можно спокойно прочитать и поставить задачу. Но я сократила текст, убрала лишние формулировки и уточнила контекст задачи по вводным от бизнеса.
Сколько времени занял бы весь этот процесс без AI?
Погуглить информацию про систему, найти документацию, изучить в требования — около 20 мин.
Созвониться с командой, обозначить задачу и обсудить ответственности — около 30-40 мин.
Собрать задачу для аналитика без подробной информации от бизнеса — 20 мин.
Итого на все ушло бы более часа, а я потратила на новую задачу 7 минут, хоть и без конкретики. Но для этого у меня в команде есть бизнес-аналитик, который заберет на себя погружение в детали, а я пойду дальше по задачам.
AI может навредить новичку в профессии. Он очень искусно рассказывает неправду, поэтому слепо не верим, но помощи просим. Чтобы извлекать из нейросети максимум пользы, важно:
Четко формулировать запросы для получения релевантных ответов.
Проверять информацию, особенно в технических вопросах.
Не заменять им живое общение, так как AI не учитывает контексты и нюансы командной работы.
Кроме GPT-4o, который уже стал мои базовым инструментом, сейчас тестирую другие чат-боты:
Claude [5] — дает более конкретные ответы, умеет обрабатывать большие файлы.
Napkin [6] — визуализирует идеи, делает красивые графики.
Perplexity [7] — быстро находит релевантные источники, пока что не засорен бесполезными ссылками, как Google.
Спасибо, что дочитали. Надеюсь, эта статья поможет менеджерам в IT легче и быстрее ориентироваться в проектах и в постоянном потоке информации.
Автор: SvetlanaDanilchenko
Источник [8]
Сайт-источник BrainTools: https://www.braintools.ru
Путь до страницы источника: https://www.braintools.ru/article/15726
URLs in this post:
[1] интеллект: http://www.braintools.ru/article/7605
[2] внимание: http://www.braintools.ru/article/7595
[3] ошибка: http://www.braintools.ru/article/4192
[4] эмоциями: http://www.braintools.ru/article/9540
[5] Claude: https://claude.ai/
[6] Napkin: https://www.napkin.ai/
[7] Perplexity: https://www.perplexity.ai/
[8] Источник: https://habr.com/ru/articles/914464/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=914464
Нажмите здесь для печати.